Анжелика Пяткова
Современные технологии изучения семьи в дошкольной образовательной организации «Практические аспекты изучения семьи в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Практические аспекты изучения семьи в ДОУ
Автор -музыкальный руководитель
МДОУ ДС17 п. Трубный Челябинской области
Пяткова Анжелика Сергеевна
"ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ
В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Апробация современных технологий изучения семьи на практике в
дошкольной образовательной организации"
Для определения эффективности и анализа современных технологий изучения семьи в моей дошкольной образовательной организации я апробовала рисуночную технологию.
Публикация «Современные технологии изучения семьи в дошкольной образовательной организации „Практические аспекты изучения семьи в ДОУ“» размещена в разделах
Рисуночную диагностику я проводила в средней группе МДОУ ДС №17.
Рисуночная методика «Моя семья» (модификация Н. П. Гришаева) принадлежит к проективным рисуночным методикам. Краткий анализ содержания и методики проведения диагностики показал, что проективные методики естественным образом вписываются в образовательный процесс не только как беседа-диалог, но и как игра, как ситуативный разговор, как проблемная ситуация социального характера, что позволяет педагогу достаточно гибко выстраивать диагностическую работу.
Коротко об инструкция к тесту: ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.
Инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как "Кого надо рисовать, а кого не надо?", "Надо нарисовать всех?", "А дедушку рисовать надо?" и т. д., отвечать следует уклончиво, например: "Рисуй так, как тебе хочется".
Пока ребенок рисует, педагог ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:
-порядок заполнения свободного пространства;
-порядок появления персонажей рисунка;
-время начала и окончания работы;
-возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т. д.);
-время, затраченное на выполнение отдельных персонажей;
-эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.
После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования - беседа. Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения. Вот вопросы, которые следует задать:
Чья семья изображена на рисунке, - семья ребенка, его друга или вымышленного лица?
Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?
Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?
Кто в семье самый хороший и почему?
Кто самый счастливый и почему?
Кто самый грустный и почему?
Кто больше всех нравится ребенку и почему?
Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?
Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?
3 этап - интерпретация результатов теста,оценка общей структуры.
Что мы видим на рисунке: действительно семью, члены которой изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением какого-то общего дела, или это просто несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом. Следует иметь в виду, что то или иное изображение семейной ситуации может быть связано с реальным положением в семье, а может противоречить ему. Если, например, члены семьи изображены держащимися за руки, то это может соответствовать реальной ситуации в семье, а может быть отражением желаемого.
Если два человека изображены близко друг к другу, то, возможно, это отражение того, как ребенок воспринимает их взаимоотношения, но при этом оно не отвечает действительности.
Ниже остальных ребенок склонен помещать того, чье влияние в семье минимально.
Если ребенок выше всех помещает своего младшего брата, то, по его мнению, он именно тот, кто управляет всеми остальными.
Изучая и оценивая тесты детей, мы можем узнать, как к ним относятся близкие люди, отдалены они или любимы.
Мой опыт показывает, что данный метод естественным образом вписывается в образовательный процесс. Дети всегда с удовольствием рисуют на тему семьи, очень любят изображать события семьи, традиции, своих близких. Беседа по рисунку малыша – это всегда желанный рассказ ребёнка о том, что его радует и волнует. Это не только беседа-диалог, но и как игра, как ситуативный разговор, что позволяет педагогу достаточно гибко выстраивать диагностическую работу.
Выстраивая дальнейшую работу, педагогу важно соблюдать конфиденциальность и такт по отношению к семье ребёнка. Только тогда, когда родители проявят готовность к беседе с педагогом по выявленным у ребёнка проблемам, педагог оказывает консультативную поддержку семье.
Итак, согласно моего проведенного маленького практического опыта,я подтверждаю, что создание единого образовательного пространства, включающего педагогов и родителей как его равноправных составляющих, возможно при условии учёта особенностей каждой конкретной семьи.
В последние годы усилилось внимание к изучению семьи, как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности учёных в исследовании ограничено тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества.
Рассматривая изучение семьи, как педагогическую проблему, мы определяем методы изучения семьи, которые требуют, во-первых, совокупности методов, во-вторых, эти методы должны быть адекватны существу изучаемого предмета и конкретному продукту, который прогнозируется исследователем.
В практической части моего исследования я проанализировала эффективность диагностических методик изучения семьи в дошкольной образовательной организации. А анализ позволил грамотно осуществить отбор диагностических методик и определить наиболее эффективные в изучении семьи, апробируя их на практике. По моему мнению, рисуночные методики различной тематики естественным образом вписываются в образовательный процесс. Они направлены на изучение представлений ребёнка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи. Применение данной диагностической технологии позволило мне расширить и углубить представления о семьях своих воспитанников, узнать о различных стилях воспитания в семье (авторитарном, демократическом). об умении родителей разрешать конфликты с детьми, о традициях семьи.
На основании полученной информации появилась возможность адресного сопровождения семей воспитанников с учётом выявленных проблем, повысился уровень консультативной работы с родителями.
Использование разнообразных методов изучения семьи ставит родителей перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с детьми, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительных взаимоотношений, попробовать новые способы взаимоотношения с ребёнком. Происходящие в ходе изучения изменения педагогической позиции родителей, уже не считаются чем-то чуждым и находят применение в практике семейного воспитания. Следовательно, можно утверждать, что научные методы изучения семьи одновременно являются и методами практического взаимодействия с родителями.