МААМ-картинки

Современные способы оценивания учебных достижений младших школьников

Ольга Яворская
Современные способы оценивания учебных достижений младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Значение контролирующей и оценивающей деятельности велико, потому что:

-учитель получает представления о знаниях, умениях, навыках каждого ученика по конкретному предмету. Это позволяет корректировать процесс обучения для преодоления установленных ошибок;

-ученик получает сведения о своих достигнутых успехах, анализировать ошибки, найти пути их устранения;

- оценка – это поощрение и наказание.

Публикация «Современные способы оценивания учебных достижений младших школьников» размещена в разделах

Главная функция оценки – установление определенной меры персональной ответственности всех участников процесса обучения. С помощью оценки идет огласка общественности: учеников, родителей, педагогического коллектива:

-каков уровень образования в учреждении;

-каков уровень обученности и развития каждого школьника.

Анализ результатов обучения показывает:

-правильность организации учебно-воспитательного процесса, что прочно усвоено, а что требует повторения;

-какое содержание обучения расширить, какое удалить;

-какие способы обучения удачны, какие нужно корректировать;

- что изменить, чтобы улучшить результаты.

Правильно организованная деятельность контроля позволяет оптимистично подходить к каждому ученику, укреплять веру в его силы и возможности. Неправильная контролирующая деятельность воспитывает негативное отношение к обучению.

Нужно научить школьника положительному умению самоконтроля:

-сравнивать результат собственной деятельности с эталоном;

-анализировать выбор способа учебного действия правильного или неправильного, средств достижения цели;

- искать ошибки и пути их исправления.

Таким образом, ученик становится равноправным заинтересованным участником учебного процесса, стремится к образованию и готов к преодолению трудностей.

Любая оценка вызывает соответствующую реакцию. Оценка может :

-вдохновлять,

-направлять на преодоление трудностей,

-оказать поддержку

Или:

-огорчить,

- записать в «отстающие»,

-усугубить низкую самооценку,

-нарушить контакт со сверстниками и взрослыми

Возникает проблема тревожности по поводу контроля.

А. Б. Воронцов посвятил этому статью «Проблемы постепенного перехода на безоценочное обучение в начальной школе»

Отличники не боятся в основном никакого контроля, так как у них правильно сформировано позитивное отношение к контролю и самоконтролю.

Наиболее продуктивными видами контроля в начальной школе являются :

-текущий контроль (проводится на начальном этапе, учителя указывают на правильность и неправильность и не спешат ставить оценки, ученик видит ошибку и сам исправляет)

- тематический контроль (дает возможность проверить успешность обучения по каждой теме курса – ученик может сдать в любое для него время выученную тему, может пересдать тему, при этом предыдущая отметка не учитывается, ученик управляет временем и характером контроля, что снимает страх и развивает стремление получить более высокую оценку);

-ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (за четверть, полугодие, год. В устной или письменной форме. Отбираются самые важные вопросы).

Методы и формы контроля с современной точки зрения.

Беседа. Проводится при систематизации и уточнении и обобщении знаний. Проверяется какие знания-умения усвоены, какие нужно отработать. Беседа требует умений: слушать, запоминать, подавать реплики, реагировать на мнения, доказывать свои суждения. Не всегда требуются развернутые ответы. Учитель может позволить отступления от обычной формы организации вопроса: не всегда вставать при ответе, можно эмоционально реагировать и даже передвигать в пределах разумного по классу. Возникает эмоциональная атмосфера диалога.

Опрос домашнего задания. Не повторное чтение текста учебника и его запоминание, разработку какого-либо проблемного вопроса, который требует изучения новой дополнительной литературы по теме. Эта форма полезна для развития самостоятельности, творчества и учебной дисциплины. Проверка такого домашнего задания более продуктивна: дети узнают много нового.

Самостоятельная работа. На начальном этапе продуктивно не оценивать, а давать обстоятельный анализ вместо отметки. На стадии закрепления – оценивается. Как новое, но не введенное есть вариант двойного оценивания, учитель может так оценить в своем журнале контроля. Числитель по обычной схеме: нет ошибок «5» (в обычный журнал идет эта отметка, есть ошибки – оценки соответственно. В знаменатели находится отношение ученика к учебной деятельности. Снижение в знаменателе допускается:

-если в работе не менее двух аккуратных исправлений;

-работа оформлена небрежно, плохо читается, много зачеркиваний в тексте, клякс, неоправданных сокращений слов, нет полей и красных строк.

Таким образом, не смешивается прилежание и старание ученика к учебе и достижения в учебе.

Для формирования моделирующей деятельности, развития умения работать в пространственной перспективе. Обобщать знания способствует самостоятельное заполнение таблиц, схем, диаграмм и других графических изображений.

Если ученик пропустил по болезни материал, он получает более легкую учебную работу, затем с ним ведется индивидуальная работа для более глубокого усвоения темы. Меньшее по объему задание получает ученик, который работает медленно, но скорость его выполнения стимулируется. Индивидуальная работа ведется и со школьниками, испытывающими дискомфорт при ответах.

Стало популярным выполнение работ по трем вариантам (релейное обучение). Работы на «5», «4», «3». Выбор делает сам ребенок, выполнив одну работу, он может взяться и за другую.

Новой формой контроля являются тестовые задания. Они дают точную количественную характеристику по конкретному предмету ЗУН, при этом время затрачивается минимально.

Не надо гиперболизировать роль отметки. Особое внимание следует уделять словесной оценке, сопровождающей любую отметку. Она вскрывает положительные стороны и отрицательные стороны выполненной работы.

Федорчук Н. Деятельность контроля и оценки в современной начальной школе. Журнал «Начальное образование», №1, 2003

В данное время происходит изменение системы оценивания в связи с переносом акцента с предметных ЗУН, что ранее являлось основной целью обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий – таким образом, происходит изменение в содержании современного образования.

Оценивание направлено на гуманность, индивидуальность, повышенную учебную мотивацию.

С этим связана форма безотметочного обучения, которая уже существует в первом классе. Таким образом, в педагогической практике нарабатываются конкретные формы организации данной системы оценивания.

Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, для которых существует объективный однозначный критерий оценивания и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки. Критерии и форма оценивания каждой ученической работы могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.

Самооценка ученика должна дифференцироваться, т. е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу, как сумму многих умений. Каждое, из которых имеет свой критерий оценивания. Такое хорошо практикуется и в классах предшкольной подготовки

Содержательное самооценивание непрерывно от умения контролировать. В обучении должны использоваться особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом. Отобрать хороший образец – в этом заключается трудность для педагогов и проявление учительского профессионального мастерства.

Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий. Это всем известная нам технология релейного обучения. Право ребенка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения, использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Постепенно вводятся средства, позволяющие ученику и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки.

Оценка высших достижений является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам, поэтому вопрос о введении высших достижений должен решаться осторожно и индивидуально. Рассмотрим принципы безотметочного оценивания, разработанные Г. А. Цукерман:

1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.

Необходимо отметить, что для оценивания (самооценивания, особенно для первоклассников, должны выбираться только те задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания. Не выбираются те задания, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы).

2. Самооценка ученика должна постоянно дифференцироваться.

Уже в 1 классе ребенок должен уметь видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

3. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки.

Ребенок должен иметь возможность сам выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания. Такой подход к оцениванию приучает школьников к ответственному оценочному действию. Фактически оцениваются в первую очередь индивидуальные достижения различные у всех. При этом выполнение “обязательного минимума” обеспечивается, но не является основной задачей в обучении.

Публикации по теме:

Мониторинг качества знаний и умений по русскому языку и литературе школе СОШ №42 имени М. Ауэзова г. Павлодара Для чего нам нужен мониторинг? Конечно же, для того чтобы контролировать качества знаний и умений.

Портфолио воспитателя Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные способы оценивания учебных достижений младших школьников
Опубликовано: 15 декабря 2013 в 22:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные способы оценивания учебных достижений младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Яворская (УИ 161482) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД