Токмачева Нина
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа».
Ольга Львовна Князева
Происходящие в настоящее время политические преобразования и экономические реформы в Российской Федерации существенно изменили социокультурный мир подрастающего поколения, отсюда возникла проблема патриотического воспитания.
Публикация «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ» размещена в разделах
На сегодняшний день в системе российского образования главный акцент делают на организацию патриотического и нравственного воспитания в образовательных учреждениях. 12 ноября 2020 года был утвержден план мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где одним из направлений является развитие механизмов межведомственного взаимодействия по реализации направлений системы воспитания, в том числе проведение мероприятий для детей и молодежи, направленных на гражданское, патриотическое, нравственное, интеллектуальное, физическое, трудовое, экологическое, семейное, социальное воспитание и развитие творческих способностей.
В указе Президента РФ от 02 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности России» одним из направлений является укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народов России.
Согласно федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», главной целью дошкольных образовательных учреждений является формирование общей культуры дошкольников и развитие их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, используя для этого современные подходы.
Алексей Толстой писал: «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и несчастных дней». Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач, которая стоит перед педагогами.
Детям с раннего возраста мы воспитываем любовь и привязанность к родителям, дому, детскому саду, Родине. Прививаем уважение к труду, формируем бережное отношение к живой и неживой природе, знакомим детей с символами государства, вызываем чувство гордости за нее, формируем толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям. Задачи по воспитанию патриотизма у дошкольников решаем во всех видах деятельности: образовательной, игровой, трудовой, бытовой и в совместной деятельности педагога с детьми.
К современным подходам повышения нравственно-патриотического воспитания детей относится методическая работа педагогов в ДОУ или точнее система работы по патриотическому воспитанию, которая предполагает активное взаимодействие ДОУ, родителей воспитанников и объектов социума.
Предметно-пространственная среда ДОУ направленна на патриотическое воспитание :
1. В холле оборудованы:
- стенды «Мой город – Старый Оскол», «Моя страна – Россия» (с символами государства, «Никто не забыт, ничто не забыто»;
- мини-музеи: «Национальные костюмы народов России», «Эхо Великой Отечественной Войны», «Моя малая Родина Старый Оскол»;
- выставки поделок и рисунков детей, посвященные различным праздникам.
2. В группах оформлены:
- патриотический уголок;
- мини-музей «Народная игрушка»;
- дидактические игры: «Мой адрес», «Моя семья», «Наша страна», «Флаг России», «Военные профессии»;
- картотека «Пословицы и поговорки», «Потешеки», «Стихотворения, загадки по приобщению детей к истории и традициям русского народа»;
-дидактические папки: «Мой город Старый Оскол», «Достопримечательности Старого Оскола», «Предприятия Старого Оскола», «Природа и животные Белгородской области», «Защитники России», «Моя семья», «Космос», «Военные профессии», «Государственные праздники» и тд. ;
- картотека сюжетно ролевых игр по патриотическому воспитанию : «Семья», «Наша армия», «Пограничники», «Военный врач» и тд. ;
- книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;
- картотека народных подвижных игр.
Предметы, которые окружают дошкольников в группе привлекают внимание, они яркие, образные, вызывают интерес (народные игрушки, матрешки, иллюстрации национальных праздников, природы родного края). Материал, в соответствии с возрастом, легко усваивается ребенком, благодаря доступности и удобному расположению.
Таким образом, созданная предметно-развивающая среда группы становится близкой и понятной каждому ребенку. Активизируются внутренние эмоциональные связи между воспитанниками, а также:
- формируется чувство уважения и привязанности к своей улице, городу, родному краю через все виды детской деятельности;
- расширяется представления о городе, символах Белгородской области, памятниках культуры, народного искусства;
- развиваются чувства ответственности и гордости за достижения города, появляется интерес к народным традициям, обычаям, промыслам;
- ребята узнают новые понятия: «любовь к Родине», «долг перед Родиной», «подвиг», «ветераны», «служить Родине» и тд.
- у детей формируются предпосылки для чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Моделирование такой предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию в группе, дало возможность наиболее эффективно развить индивидуальность, самостоятельность, инициативу, патриотические чувства каждого ребёнка с учётом его потребностей, склонностей, интересов и уровня активности.
Полученные знания о своей Родине, Российской армии, семье, профессиях дети используют в сюжетно-ролевых играх, художественно-творческой деятельности, выступают на мероприятиях перед родителями, ветеранами. С большей охотой дети посещают с родителями краеведческий музей и выставки народных промыслов, а на празднование дня Победы гордо несут фото прадеда, отдавшего жизнь за Родину.
Для формирования у дошкольников уважения и положительного отношения к труду, я провожу беседы о профессиях родителей: чем полезна их деятельность и какую пользу приносит для общества. Рассказываю, что их мамы и папы сделали для детского сада: украсили окна вытанками, привезли песок, посадили клумбу, покрасили участок и тд. Это вызывает у детей чувство гордости, радости и уважения, бережливости к труду своих родителей, а также желание сделать доброе дело для окружающих.
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения, так как детям раннего возраста невозможно сформировать нравственные качества, их можно всего лишь заложить. Работа проводится во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Главная роль в работе по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ принадлежит педагогу. От уровня его компетентности и качества профессиональной деятельности зависит эффективность образовательного процесса. Мы постоянно совершенствуем свои знания, изучаема современные образовательные технологии воспитания и обучения :
- изучаем методические источники и печатные издания по вопросам воспитания, организовывают работы творческих групп педагогов по патриотическому воспитанию;
- проводим семинары-практикумы; педсоветы на тему «Нравственно-патриотическое воспитание»;
- разрабатываем перспективное планирование, ведем работы по разработке и реализации образовательных проектов;
- вовлекаем родителей в проведение совместных мероприятий («Международный женский день», «23 февраля», «День Победы», «Новый год», «Масленица»)
- участвуем в профессиональных конкурсах.
Не менее важна функция специалистов ДОУ в нравственно-патриотическом воспитании. Музыкальный работник знакомит детей с русскими народными музыкальными инструментами, песнями, музыкой, частушками, проводит фольклорные и патриотические праздники, флэшмобы, организовывает проведение сезонных музыкально-игровых праздников:
- осенью: «Золотая осень»;
- зимой: «Новый год», «Рождество», «Калядки», «Защитники Отечества». «Масленица»;
- весной: «8 марта – мамин день», «Праздник птиц», «Пасха», «День Победы»;
- летом: «День защиты детей», «День семьи», «День России».
Инструктор по физической культуре проводит спортивно-массовые мероприятия: развлекательные: «Мама, папа, я – спортивная семья», «День семьи», «День здоровья», «Фестиваль народных игр», спортивные игры: «Морской бой», «Разведчики», «Пройди через болото», военно-патриотические: «День Победы, «День космонавтики», «День народного единства» и тд. В играх моделируются сложные ситуации, которые требуют от спортсменов взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки. Физкультурный работник знакомит детей с различными видами спорта, историей Олимпийских игр, выдающимися спортсменами, которыми гордится вся страна. Они являются примером для многих начинающих спортсменов. Также проводит «Малые Олимпийские игры», «Спартакиады» между детскими садами, в результате которых возникают командные и коллективные отношения между детьми.
Совместно с детьми и родителями мы участвуем в муниципальных и региональных конкурсах поделок, рисунков, художественного слова, посвященных различным праздникам» «Дары осени», «День космонавтики», «Пасхальное яйцо», «Для мамы с любовью», «Ларец новогодних чудес». Также принимают участие в общероссийских акциях: «Письмо солдату», «Посылка солдату», «Я Русский», «Ведерко радости».
Работа, которая проводится нами и специалистами ДОУ с родителями и детьми, благоприятно сказывается на детско-родительских отношениях, помогает детям стать более ответственными, любящими свою Родину, ее историю, традиции, природу и вызывает желание быть достойным гражданином своей страны