Елена Духопел
Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы к патриотическому воспитанию дошколь-ников.
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Самой большой опасностью, которая подстерегает наше общество сегодня, является разрушение личности человека. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. В обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма, как одной из духовных ценностей нашего народа. В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.
Публикация «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в дошко-льном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Известно, что дошкольный возраст важнейший период становления личности, развития представления детей о человеке, обществе и культуре, формирования основных качеств: гуманизма, коллективизма, трудолюбия. Наполнить восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к России, ее истории в этом возрасте особенно важно. Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Патриотизм определяется не только чувством привязанности к родителям, к семье, к родному городу, но и сопереживанием к окружающим людям. Это первая ступень формирования патриотизма. Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Третья ступень формирования патриотизма воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям.
Так как чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, работа по патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач.
Задачи патриотического воспитания в дошкольном учреждении определяются конкретными местными условиями и особенностями детей и предполагают следующие подходы :
Системный подход, являющийся одним из основных подходов в пат-риотическом воспитании, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Данный подход может быть представлен на разных уровнях, например как система взаимодействия человека с миром природы, как усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окружающего мира, наглядно представленных в виде особенностей природного и культурного ландшафта; усвоение детьми системных знаний о природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.
Личностный подход предполагает социальную, деятельную и творче-скую стороны личности ребенка, а также ориентацию на личность ребенка как результат процесса патриотического воспитания. Личностный подход основан на обязательном признании уникальности личности каждого ребенка, ее интеллектуальной и нравственной свободы, праве на уважение. Патриотическое воспитание в рамках данного подхода предполагает процесс саморазвития творческого потенциала ребенка, создание для этого соответствующих условий. Личностный подход тесно взаимосвязан с дифференцированным подходом к каждому ребенку, максимальному учету его психических особенностей, возможностей и интересов.
Деятельный подход предполагает специальную работу по выбору организации деятельности ребенка, по активизации познавательной, трудовой коммуникативной деятельности ребенка.
Диалогический подход основан на вере в позитивный потенциал ре-бенка, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования. Важным при этом является то, что активность ребенка, его потребности в самосовершенствовании развиваются только в условиях взаимоотношений с другими взрослыми и детьми, построенных по принципу диалога.
Культурологический подход обусловлен связью ребенка с культурой. Освоение культуры является важным условием патриотического воспитания ребенка, становления его творческой личности. В связи с этим важно создать предметно-развивающую среду в содержании работы с детьми. Например, развитию личности в духе патриотизма, формировании любви к традициям своего народа способствуют произведения народного творчества.
Итак, патриотическое воспитание в дошкольном учреждении - это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.