Мария Камалова
Современные подходы к патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Камалова Мария Александровна, воспитатель МБДОУ д/с № 20 «Дельфин»
Введение.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Публикация «Современные подходы к патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в какой сфере жизнедеятельности нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу - любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому, главная задача - как можно раньше пробудить в детях любовь к своим близким и гордость за страну, свой народ, проживающий в ней, яркие воспоминания про место, где родился, желание беречь свою Родину, содействовать ее процветанию.
Актуальность данной темы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. А также недостаточна работа с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье.
Целью патриотического воспитания является воспитание у детей чувства патриотизма, а также развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края в условиях детского сада.
Основные задачи для достижения цели:
1. Воспитывать любовь к Родине, углублять знания о Родине, своем родном крае, о природе, месте рождения.
2. Пробудить интерес к историческим событиям.
3. Формировать черты характера, которые помогут ребенку стать гражданином своей страны.
4. Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи, сохранять её традиции.
5. Воспитать уважительное отношение ветеранам Великой Отечественной Войны и памяти героям, павшим за Родину.
Основная часть.
Каждое новое поколение живет и развивается в определенной национальной среде и жизнь людей зависит от особенностей государственного устройства страны. Ребенок от рождения находится под влиянием, как социально-экономических условий, так и национальной специфики: бытовой жизни, культуры, народных обычаев, традиций. Он перенимает от взрослых богатство родного языка, чувство привязанности и симпатии к духовной жизни своего народа, постепенно привыкает к устоявшимся морально-правовым нормам.
Ежегодно в нашем саду составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы : обустройство патриотических уголков, организация экскурсий по достопримечательностям родного города, посещение музеев, выставок, библиотеки, мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики, патриотические игры.
Педагогическая работа воспитателя дошкольной образовательной организации по патриотическому воспитанию – это в первую очередь практическая деятельность, которая обеспечивает достижение цели и решение задач патриотического воспитания. В своей работе, решая задачи патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, я ищу наиболее эффективные методы и способы работы с детьми, с учетом психологических особенностей дошкольника, чтобы донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького человека, привить ему любовь к Родине, уважение к защитникам Отечества, чтить память погибших, любить природу родного края.
Провожу с детьми тематические прогулки чтобы научить воспринимать красоту родной природы, испытывать радость общения с ней. Использую в своей работе с детьми произведения художественной литературы и искусства. Таким образом представления и впечатления о родной природе наполняются смыслом и становятся более глубокими. При знакомстве с родной природой необходимо делать акцент на её красоту и разнообразие, на особенности и неповторимость. Например, попробовать определить дерево, которое характерно только для России, какие цветы растут на просторах российских лугов, какие животные и птицы обитают в наших лесах и многое другое. Изобразительная деятельность также способствует углублению любви к природе родной страны. Дети рисуют зимний лес, берёзку, цветущий сад, бурого медведя и так далее. Если взрослые хорошо знают природу, видят и чувствуют её красоту, то воспитать любовь к природе у детей не составит особого труда.
Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину: художниках, композиторах, изобретателях, ученых, путешественниках, врачей и конечно же о ветеранах ВОВ. Для реализации данной задачи мы рассматриваем с детьми иллюстрации, прослушиваем художественные произведения, беседуем, проводим игры-путешествия, патриотические игры. Знакомя детей с родной страной, я обязательно рассказываю о ее людях, создавших своим трудом все, что делает ее прекрасной и сильной, об их стремлении сделать Родину еще краше, а жизнь всех людей радостной и счастливой.
Учитывая интерес детей, особенно мальчиков, к военным играм, я направляю их содержание, взаимоотношения детей в игре на отражение мирных будней Вооруженных Сил страны. Дети охотно играют в «школу пограничников», «военный парад». Эти игры использую для воспитания у них таких качеств, как смелость, ловкость, товарищество; дисциплинированность, умение командовать и подчиняться. К теме «Вооруженные силы страны» я обращаюсь не только во время подготовки к празднованию Дня Защитника Отечества или Дню Победы, но и в течение всего года.
Считаю одним из наиболее эффективных методов формирования патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста - проектный метод, который позволяет создать естественную учебную ситуацию и практическое взаимодействие детей и взрослых (в том числе родителей, обеспечивая поэтапную последовательность в организации воспитания и развития дошкольников.
В ходе реализации проекта педагог имеет возможность самореализоваться, проявить креативность в работе в соответствии с профессиональным уровнем; дети организованы в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями; родители имеют возможность участвовать в процессе воспитания детей. Ведь не маловажную роль в формировании патриотического воспитания детей имеет взаимодействие с родителями. Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Наши родители активные участники в оформлении фотовыставок о родном крае, в конкурсах рисунков, поделок. Родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду, принимают активное участие в жизни группы и детского сада.
Еще одна форма и метод, используемый в моей педагогической деятельности, которая интересна дошкольникам и эффективно решает педагогические, образовательные и воспитательные задачи – это изготовление вместе с детьми методического пособия – лэпбук. Наблюдение показало, что в процессе изготовления лэпбука дошкольники стали более внимательными, с большим уважением стали относиться к своим родному краю, к своим друзьям. Приятно отметить, что ценности в поведение у некоторых старших дошкольников стали проявляться и без явного контроля со стороны педагога.
Заключение.
Ребенок постепенно понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, класса, школы, а затем и все нашей страны. Общественная направленность поступков становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтоб у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.
Список литературы.
1. Адаменко С. Н. Воспитываем патриотов России / Народное образование, 2005
2. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
3. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007
4. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008
5. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / под ред. Л. А. Кондрыкинской – М. : ТЦ Сфера, 2004