Лучший педагог года

Современные подходы к патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Мария Камалова
Современные подходы к патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Камалова Мария Александровна, воспитатель МБДОУ д/с № 20 «Дельфин»

Введение.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Публикация «Современные подходы к патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в какой сфере жизнедеятельности нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу - любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому, главная задача - как можно раньше пробудить в детях любовь к своим близким и гордость за страну, свой народ, проживающий в ней, яркие воспоминания про место, где родился, желание беречь свою Родину, содействовать ее процветанию.

Актуальность данной темы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. А также недостаточна работа с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье.

 Целью патриотического воспитания является воспитание у  детей чувства патриотизма, а также развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края в условиях детского сада.

Основные задачи для достижения цели:

1. Воспитывать любовь к Родине, углублять знания о Родине, своем родном крае, о природе, месте рождения.

2. Пробудить интерес к историческим событиям.

3. Формировать черты характера, которые помогут ребенку стать гражданином своей страны.

4. Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи, сохранять её традиции.

5. Воспитать уважительное отношение ветеранам Великой Отечественной Войны и памяти героям, павшим за Родину.

Основная часть.

Каждое новое поколение живет и развивается в определенной национальной среде и жизнь людей зависит от особенностей государственного устройства страны. Ребенок от рождения находится под влиянием, как социально-экономических условий, так и национальной специфики: бытовой жизни, культуры, народных обычаев, традиций. Он перенимает от взрослых богатство родного языка, чувство привязанности и симпатии к духовной жизни своего народа, постепенно привыкает к устоявшимся морально-правовым нормам.

Ежегодно в нашем саду составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы : обустройство патриотических уголков, организация экскурсий по достопримечательностям родного города, посещение музеев, выставок, библиотеки, мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики, патриотические игры.

Педагогическая работа воспитателя дошкольной образовательной организации по патриотическому воспитанию – это в первую очередь практическая деятельность, которая обеспечивает достижение цели и решение задач патриотического воспитания. В своей работе, решая задачи патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, я ищу наиболее эффективные методы и способы работы с детьми, с учетом психологических особенностей дошкольника, чтобы донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького человека, привить ему любовь к Родине, уважение к защитникам Отечества, чтить память погибших, любить природу родного края.

Провожу с детьми тематические прогулки чтобы научить воспринимать красоту родной природы, испытывать радость общения с ней. Использую в своей работе с детьми произведения художественной литературы и искусства. Таким образом представления и впечатления о родной природе наполняются смыслом и становятся более глубокими. При знакомстве с родной природой необходимо делать акцент на её красоту и разнообразие, на особенности и неповторимость. Например, попробовать определить дерево, которое характерно только для России, какие цветы растут на просторах российских лугов, какие животные и птицы обитают в наших лесах и многое другое. Изобразительная деятельность также способствует углублению любви к природе родной страны. Дети рисуют зимний лес, берёзку, цветущий сад, бурого медведя и так далее. Если взрослые хорошо знают природу, видят и чувствуют её красоту, то воспитать любовь к природе у детей не составит особого труда.

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину: художниках, композиторах, изобретателях, ученых, путешественниках, врачей и конечно же о ветеранах ВОВ. Для реализации данной задачи мы рассматриваем с детьми иллюстрации, прослушиваем художественные произведения, беседуем, проводим игры-путешествия, патриотические игры. Знакомя детей с родной страной, я обязательно рассказываю о ее людях, создавших своим трудом все, что делает ее прекрасной и сильной, об их стремлении сделать Родину еще краше, а жизнь всех людей радостной и счастливой.

Учитывая интерес детей, особенно мальчиков, к военным играм, я направляю их содержание, взаимоотношения детей в игре на отражение мирных будней Вооруженных Сил страны. Дети охотно играют в «школу пограничников», «военный парад». Эти игры использую для воспитания у них таких качеств, как смелость, ловкость, товарищество; дисциплинированность, умение командовать и подчиняться. К теме «Вооруженные силы страны» я обращаюсь не только во время подготовки к празднованию Дня Защитника Отечества или Дню Победы, но и в течение всего года.

Считаю одним из наиболее эффективных методов формирования патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста - проектный метод, который позволяет создать естественную учебную ситуацию и практическое взаимодействие детей и взрослых (в том числе родителей, обеспечивая поэтапную последовательность в организации воспитания и развития дошкольников.

В ходе реализации проекта педагог имеет возможность самореализоваться, проявить креативность в работе в соответствии с профессиональным уровнем; дети организованы в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями; родители имеют возможность участвовать в процессе воспитания детей. Ведь не маловажную роль в формировании патриотического воспитания детей имеет взаимодействие с родителями. Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Наши родители активные участники в оформлении фотовыставок о родном крае, в конкурсах рисунков, поделок. Родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду, принимают активное участие в жизни группы и детского сада.

Еще одна форма и метод, используемый в моей педагогической деятельности, которая интересна дошкольникам и эффективно решает педагогические, образовательные и воспитательные задачи – это изготовление вместе с детьми методического пособия – лэпбук. Наблюдение показало, что в процессе изготовления лэпбука дошкольники стали более внимательными, с большим уважением стали относиться к своим родному краю, к своим друзьям. Приятно отметить, что ценности в поведение у некоторых старших дошкольников стали проявляться и без явного контроля со стороны педагога.

Заключение.

Ребенок постепенно понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, класса, школы, а затем и все нашей страны. Общественная направленность поступков становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтоб у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.

Список литературы.

1. Адаменко С. Н. Воспитываем патриотов России / Народное образование, 2005

2. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.

3. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007

4. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008

5. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / под ред. Л. А. Кондрыкинской – М. : ТЦ Сфера, 2004

 

Публикации по теме:

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Соседи Дагестана»Дидактическая игра по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Соседи Дагестана» Авторская дидактическая игра по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Соседи Дагестана" Тема патриотического.

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Собери сам флаг»Дидактическая игра по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Собери сам флаг» Всем пользователям образовательного портала Маам доброго и наконец то весеннего вечера. Спешу поделится со всеми вами своей очередной авторской.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Как у нас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 сентября 2024 в 11:43
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные подходы к патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мария Камалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД