Шабаева Марина Владимировна
Современные подходы к использованию русской народной игрушки в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Народная игрушка – традиционный элемент процесса образования. Через игрушку и игру ребенок узнает мир, адаптируется в обществе. Русская народная игрушка имеет свою историю, которая подтверждает, что она не случайное явление, а значительная часть народного искусства, имеющая свои традиции, но несправедливо забытая.
Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающееся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена, детской любовью к ней, детской игрой. Игрушка каждого народа имеет свои педагогические, художественные и технические традиции, простые и ясные. Эти традиции носят с одной стороны черты интернациональные, с другой – черты, определяемые национальным своеобразием культуры, быта, педагогики того или иного народа
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.
В народной игрушке нет надуманности. Игрушка формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость. Игрушка была интересна и детям и взрослым (кукла прикреплялась на шест к дому, собирала взрослых на праздник)
Изучение народной игрушки способствует решению задач сенсорного воспитания. Отточенность форм, особая обработка поверхности способствует формированию представлений о сенсорных эталонах. Обследование дошкольниками народных игрушек осуществляется разными способами: зрительно, прослушивая, ощупыванием и вычленением общих форм, воздействуя на все уровни ощущений тактильный, визуальный, звуковой. Особое внимание обращается на материал, из которого изготовлены народные игрушки. Выполненные из натуральных материалов, они с первых дней жизни знакомят дошкольников с природой и воспитывают творческое отношение к миру.
Виды народной игрушки.
К наиболее распространенным видам народной игрушки относятся:
- Дымковские игрушки;
- Филимоновские игрушки;
- Каргопольские игрушки;
- Богородские игрушки;
- Гжельские игрушки;
- Игрушки «Матрешка»: Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская.
Все виды матрешек – традиционных ли или авторских, делаются из дерева и до сих пор вытачиваются и расписываются вручную.
Методика ознакомления с народной игрушкой строилась в следующей последовательности:
– восприятие игрушки в игровых ситуациях, с целью выявления ее красоты и утилитарности. На этом ставилась цель создания условий для ознакомления с русской народной игрушкой и проявления интереса к народной игрушке детей старшего дошкольного возраста при активной обучающей роли взрослого. Особенностью данного этапа являлось то, что у детей начинали формировать первоначальные представления о русской народной игрушке; первоначальные умения взаимодействия с игрушками в разных игровых ситуациях и играх; развивать интерес к моделированию русской народной игрушки (барыни, всадники, дергунчики, кукла-пеленашка, лошадки) и эмоциональную отзывчивость на творческий процесс.
– включение русской народной игрушки в разные виды игр. Детям предлагалось в условиях активной обучающей позиции педагога участие в проблемно-игровых и практических занятиях с использованием русской народной игрушки. Дети рассматривали игровые композиции, в которых ярко и убедительно раскрывались особенности русской народной игрушки. Например, композиция по богородским игрушкам «Веселые медведи», «Птицы моего двора». Композиции по семеновским игрушкам «Веселье, удаль», «Большая семейка»; композиции по загорским игрушкам «Мои любимые куклы», «Прогулка».
– овладение декоративными и пластическими умениями при моделировании игрушек по мотивам народных, их обыгрывании. Предполагалось развитие интереса детей к творческому созданию игрушек по мотивам народных. Содержание этого этапа работы заключалось в том, что дети, как в самостоятельной деятельности, так и при обучающей позиции взрослого учились создавать игрушки-самоделки по мотивам народной. Ведущее место в процессе занимали наглядно-практические методы и приемы, блок практических занятий.
– перенос интереса и полученных умений и навыков в самостоятельное игровое и прикладное творчество. В самостоятельное от занятий время дети делились по интересам и начинали создавать любимую игрушку. Интересы детей сразу же определились: кто лепил, кто вертел куколок, кто разукрашивал силуэты, кто создавал игрушку с помощью аппликации.
Таким образом, сегодня существует большое многообразие видов народной игрушки. При этом народная игрушка выполняет разные роли в одном и том же обличье. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение - все эти ее значения сплетаются воедино, в одну самую главную функцию: духовную функцию общения. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре.
Народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и служит средством гармоничного развития дошкольников. народная игрушка является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, так как именно через нее ребенок познает мир и происходит его социализация в обществе. А использование народной игрушки в процессе образования помогает создать такую среду, в которой все - от личностного отношения педагога к ребенку до содержания программы - направлено на патриотическое и духовно-нравственное воспитание.