Казанцева Наталья
Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Профориентация воспитанников сегодня становится одним из направлений работы коллективов многих дошкольных учреждений.
Эта проблема очень актуальна, так как вхождение ребенка в социальный мир невозможен без освоения им первоначальных представлений социального характера. Для того,чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, заканчивая необычными профессиями современного мира. И, конечно все это познается и закрепляется в игре.
Публикация «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников» размещена в разделах
Чтобы качественно и успешно решались задачи профориентации, мы создаем развивающую предметно-пространственную среду в группе. Это способствует развитию личности и поведения дошкольника и позволяет нам через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых.
В ходе работы были изготовлены и созданы:
- библиотека с подборкой книг о профессиях, картотеки пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно-ролевых игр;
- подобраны и изготовлены дидактические настольно-печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал: «Профессии детского сада», «Профессии наших родителей», «Военные профессии», «Профессии сельского хозяйства», дидактические игры: Лото «Профессии», «Что кому нужно», «Четвертый лишний» и другие;
- в совместной деятельности детей и родителей были изготовлены, подобраны и распечатаны раскраски, оформлен альбом «Профессии наших родителей»;
- также в группе есть зоны различных игровых сюжетов «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «ПДД», которые дают детям возможность проигрывания определенных трудовых действий, участия в смоделированной профессиональной обстановке с использованием специальной атрибутики;
- созданы и подобраны атрибуты к играм определённых профессий : «Ателье», «Спасатели», «Школа», «Почта», «Библиотека», «Фотограф», которые находятся в доступности для детей.
Для ознакомления детей с трудом взрослых мы используем такие традиционные методы обучения и воспитания, как:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Формы работы по ранней профориентации дошкольников, применяемые в нашем детском саду:
- экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
- рассказы воспитателей и родителей;
- организованная образовательная деятельность;
- игры, праздники и развлечения;
- самостоятельная деятельность детей.
Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным направлениям:
1. Приближение детей к труду взрослых – осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий.
Организованная образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий; прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.
2. Приближение работы взрослых к детям – к этому направлению относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых- наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
3. Совместная деятельность взрослого и ребенка- к этому направлению относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов, в совместной и свободной деятельности педагога и детей.
Осознать общественную значимость труда взрослых ребенку помогают дидактические игры. С их помощью дети знакомятся с целью и мотивами труда; предметами, инструментами и оборудованием труда; трудовыми действиями и результатом труда.
Используются игровые ситуации, например: «Научим Буратино сервировать стол (поливать и рыхлить почву цветов).
В процессе проведения праздников и развлечений также затрагивается тема ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, напоминаем о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности.
В ранней профориентации дошкольников мы используем современные образовательные технологии.
1. Игровые технологии.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В игре они начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, учителя и т. д.).
• Сюжетно-ролевые игры.
Дети играли в такие сюжетно-ролевые игры как: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Строители», «Моряки», «На кухне», «Инспектор ГИБДД», «На почте», «Спасатель», «Швея», «В школе».
Из моего опыта. Игра «Зоопарк»
• Дидактические игры моделируют структуру трудового процесса.
В нашей группе дети играют в настольно-печатные игры такие, как:
Лото «Профессии», Лото «Кем быть», игра «Все профессии важны».
• Словесные игры.
«Кто больше знает профессий».
С помощью данной игры мы учим детей образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).
«Кто что делает?», научить детей подбирать как можно больше глаголов к названию профессии.
«Угадай профессию по описанию», учить детей находить соответствующие понятия (лекарство, белый халат, градусник- врачу).
«Кто какой, какая?»,
«Назови, что лишние», цель игры: учить группировать предметы по определенному признаку и выделять лишний предмет и другие.
• Театрализованные игры Конструирование - вызывает у детей интерес к окружающему миру, расширяет знания и представления о различных профессиях : архитектор, строитель, инженер.
• Интерактивные игры
2. Проектная деятельность.
Наиболее эффективной и доступной технологией в ранней профориентации, на наш взгляд, является проектная деятельность, так как работа в ходе реализации проектов включает в себя много различных форм и видов деятельности.
Подробнее хочу остановиться на долгосрочном проекте «Все работы хороши».
Работа по проекту предполагала разделение деятельности на три этапа:
I этап (организационный) : проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала по теме профессии, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
II этап (практический) : виды деятельности, формы работы и технологии, которые использовались при реализации проекта.
В первую очередь мы разнообразили развивающую среду : обновили сюжетно-ролевые игры «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Строители», «Моряки», «Семья» атрибутами, костюмами, дополнили игровые центры; собрали необходимую литературу, стихотворения, загадки, пальчиковые игры, пословицы и поговорки по теме «Профессии»;
далее провели беседы с детьми: «Какие бывают профессии», «Кем я хочу стать», «Для чего людям трудиться», «Какие профессии ты знаешь?»;
играли в настольно-печатные дидактические игры: «Профессии», лото «Кем быть», игра «Все профессии важны», «Кем я хочу стать», «Играем в профессию», «Профессии», логическая игра «Профессии», кубики «Профессии»;
разнообразные словесные дидактические игры: «Кто больше знает профессий», «Кто что делает?» «Угадай профессию по описанию», «Кто какой, какая?», «Назови, что лишние» «Для чего нужны эти предметы», «Помощники», «Назови одним словом», «Назови профессию», «Кому, что нужно для работы», «Инструменты для людей разных профессий», «Что пригодится при строительстве дома», «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем»;
- провели ООД: «В школе», «На кухне», «В больнице», «В магазине», «В парикмахерской», «Мы пожарные», «Водители», «Мы ребята моряки», «На почте», «Ателье», «Инспектор ГИБДД».
- в игровых центрах были организованы сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Моряки», «Мы - шоферы», «Магазин», «Салон красоты», «Больница», «Строители», «Ателье», «Служба спасения», «Почта», «Школа».
- чтение художественной литературы: Б. Заходер «Шофер», «Строители», «Сапожник», «Портниха»; С. Маршак «Почта», «Пожар»; С. Маршак «Как печатали книгу»; В. Маяковский «Кем быть?»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; Г. Люшнин «Строители»; К. Чуковский «Айболит»; В. Тюрин «Кто главный на корабле?»; С. Михалков «А что у вас?»; Л. Скребцова «Чудесный парикмахер»; Б. Заходер «Все работы хороши», К. Чуковский «Федорино горе»; С. Михалков «Дядя Степа»
- пополнение групповой библиотеки новой художественной литературой по теме проекта;
- рассматривание иллюстраций с профессиями, предметов труда;
- рисование «Кем я хочу стать», раскраски «Профессии»;
- просмотр презентаций «Такие разные профессии», «Все профессии важны, все профессии нужны» и виртуальных экскурсий «Моряки», «В ателье», «В парикмахерскую», «Автовокзал», «В больнице», «Школа», «На стройке»;
-организованы экскурсии в детском саду в медицинский кабинет, на кухню, в прачечную, в кабинет кастелянши детского сада;
- были организованы встречи с интересными людьми (инспектор ОГИБДД, врач, учитель) :
-проведена целевая прогулка к дороге, ребята наблюдали за движением транспорта, работой водителя;
- знакомство дома с профессиями родителей и местом их работы, определение значимости этих профессий в жизни людей, поиск и изготовление фотографий данных профессий (совместная деятельность родителей и детей).
III этап (итоговый) : проведение итогового мероприятия «Путешествие в мир профессий» с целью закрепить и систематизировать знания детей о профессиях, воспитывать уважение к труду и людям разных профессий;
проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.
3. Познавательно-исследовательская деятельность – это ещё одна современная образовательная технология, которую мы используем в работе по ранней профориентации воспитанников.
В процессе познавательно –исследовательской деятельности дети знакомятся и исследуют инструменты, необходимые для людей разных профессий : метла, веник, лопата, совок (дворник); молоток, плоскогубцы, отвёртка – игровые наборы (слесарь); кисти, валик, краска (гуашь) – (маляр); лейка, лопата, грабли (садовник) и другие.
В группе организовываются дежурства по столовой, в уголке в природы, где ребята учатся выполнять несложные трудовые поручения, тем самым приобщаются к труду взрослых.
4. Информационно-коммуникационные технологии.
Сложность при ознакомлении воспитанников с различными видами труда и профессиями состоит в том, что непосредственно наблюдать за многими из них нет возможности.
Информационно – коммуникационные технологии помогают знакомить дошкольников с недоступными для их наблюдения профессиями.
В своей педагогической деятельности при ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с многообразием мира профессий мы широко используем презентации. Их условно можно разделить на две группы:
- виртуальные экскурсии: проводились такие экскурсии, как : «На корабле», «В ателье», «В парикмахерской», «Автовокзал», «В больнице», «Школа», «На стройке», «На хлебозаводе», «На маслозаводе» и другие;
-презентации с профессиями, где взрослые изображены на реальных рабочих местах.
В старшей и подготовительной группах мы разрабатываем и проводим с детьми игры на интерактивной доске: «Кому что нужно для работы», «Профессии города и села», «Собери картинку».
Мы предлагаем вниманию детей короткометражные мультипликационные фильмы о профессиях.
Мы надеемся, что в результате нашей работы по ранней профориентации и использованию современных образовательных технологий, наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий.
Таким образом, ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, а чтобы сделать эту мечту еще ярче, задача современных педагогов – внедрять новые формы работы с воспитанниками, используя дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.