икоева индира
Современные образовательные технологии в работе педагога психолога в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии
применяемые в работе с детьми в МАДОУ детский сад №74 комбинированного вида
Семинар-практикум подготовила педагог-психолог
Икоева Индира Таймуразовна
Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость активно применять современные коррекционно-образовательные технологии, которые способствуют повышению образования. В системе традиционных и нетрадиционных методов работы в психологической коррекции все больше места занимают разные техники. Я своей работе использую современные инновационные психологические технологии, выполняющие ряд функций: психологическая диагностика, психологическая профилактика, психокоррекция и развитие, психологическое просвещение и консультирование
Темочки:
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
В процессе работы с дошкольниками опираюсь на технологию личностно-ориентированного взаимодействия с соблюдением принципов: самоактуализации (каждый ребенок имеет право на раскрытие собственного личностного потенциала, самореализоваться и стать самим собой); субъектности (формирование и обогащение субъектного опыта ребенка); выбора (постоянный выбор цели, содержания формы и способа организации образовательного процесса и жизнедеятельности ребенка,творчества и успеха (развитие творческих индивидуальных особенностей, достижение успеха и формирование позитивной Я-концепции в обществе). При планировании индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности, учитываю личностные особенности ребенка, его интересы и предпочтения). Это позволяет сделать развивающую деятельность более продуктивной Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость активно применять современные коррекционно-образовательные технологии, которые способствуют повышению образования. В системе традиционных и нетрадиционных методов работы в психологической коррекции все больше места занимают разные техники Применение современных инновационных технологий является составляющей частью моей психологической деятельности. Это коррекционные технологии такие, как сказкотерапия, изо-терапия, песочная терапия, технология воздействия цветом, музыкой, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, динамические паузы, релаксация, мандалотерапия, а также водная терапия.
Сказкотерапия
У психологов существует много способов для лечения детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является сказкотерапия. Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным. Решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями помогают терапевтические сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей. Хорошая сказка на самом деле творит настоящее чудо.
Один из приемов моей работы со сказкой это- пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. В наше время каждый родитель знает о пользе пальчиковых кукол. В первую очередь такие куклы способствуют развитию мелкой моторики и координации движений. К тому же в процессе манипуляций с фигурками ребенок знакомится и «отрабатывает» понятия справа-слева, вверх-вниз, следующий, предыдущий и т. д. (развивается пространственное восприятие). При импровизациях, а не игре по жесткому сценарию, развивается воображение и фантазия. По сути, театр - это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Дети, играя вместе в спектакле, учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры. Пальчиковые куклы могут быть вашим помощником в воспитании ребенка. Мораль, высказанная применительно не к ребенку, а к кукле, воспринимается детьми без негатива (который часто возникает в ответ на поучения родителей). С помощью куколок можно решать и проигрывать проблемные ситуации: трудности в общении, конфликты, страхи и тревоги ребенка. Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета. Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления. Как только малыш усвоит, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала научите ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев. Во время театральных действий обязательно делайте акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь - басом и т. д.).
Развивайте у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.
От сюжетной игры нужно переходить к режиссерской. Фантазируйте вместе с малышом, придумывайте новые истории, поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. Это способствует развитию воображения, речь становиться более образной и выразительной. По сути, театр - это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Дети, играя вместе в спектакле, учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры. Пальчиковые куклы могут быть вашим помощником в воспитании ребенка. Мораль, высказанная применительно не к ребенку, а к кукле, воспринимается детьми без негатива (который часто возникает в ответ на поучения родителей). С помощью куколок можно решать и проигрывать проблемные ситуации: трудности в общении, конфликты, страхи и тревоги ребенка.
ИЗО-терапия
Возникновение изо-терапии:
Изотерапия (арт-терапия) возникла на пересечении 3 наук -психологии, психиатрии, искусствоведения. Всё началось в 1872 году с наблюдения за душевнобольными, которые начинали рисовать при ухудшении своего состояния. Но как только оно стабилизировалось, больные тут же прекращали рисовать. Основоположниками методики считают психиатра М. Симона и судебного медика А. Ардье. Сам термин арт-терапия был введен в употребление художником Адрианом Хиллом в 1938 году. Чуть позже, по окончании Второй мировой войны методы арт-терапии были применены в работе с детьми, пережившими нацистские концлагеря. С тех пор методика получила широкое распространение и стала полностью самостоятельной. В дальнейшем эту идею подхватили психологи Р. Мэй, К. Роджерс, А. Маслоу. По их утверждениям каждый человек обладает множеством непроявленных способностей, которые можно и нужно освободить для облегчения самореализации. В настоящее время мы наблюдаем большое количество генеративных детей с невротическими проявлениями, отклонениями в эмоционально-волевой сфере, детской агрессией. Для решения этих проблем необходимо находить новые формы работы, как мы сейчас говорим новые инновационные технологии, применяемые с детьми. Ну вот как раз на экране видно работа с девочкой средней группы Калхидова Вика, у родителей был запрос: девочка заикалась, и я применяла в работе с ней различные виды Арт-терапии.
Песочная терапия
Песочная терапия – это еще один вид современной арт-терапии, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром.
Песок -прекрасный материал для работы сдетьми любого возраста.
Для коррекции и развития психологического здоровья детей в детском саду существуют различные средства: развивающие игры и
упражнения, разнообразный дидактический материал, игротерапия, сказкотерапия. Все это я использую в повседневной работе.
Свой выбор я остановила на работе с песком в комплексе с сказкотерапией. Сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике.
Цель психолого-педагогической работы : коррекция и профилактика различного рода проблем, средствами песочной терапии и сказкотерапии. Реализация песочной терапии в коррекционной и развивающей работе позволяет создавать предпосылки, способствующиегармонизации психологической сферы детей. Работа с этим методом показывает, что она дает положительные результаты.
АКВАТЕРАПИЯ
Акватерапия - один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения. Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним.
Организуя игры детей с водой, я ставлю следующие цели:
Стабилизация эмоционального фона.
Снятие психоэмоционального и физического напряжения.
Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.
Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря.
Игры с водой: Можно подкрасить воду акварельными красками. Сделать море, пустить рыбок. Дети сами очень хорошо придумывают истории и им это очень нравиться. Купание кукол, Мытье посуды. Цифры плавают в пруду, Угадай букву, плавающую "на животе", Сосчитай игрушки,Кораблики и т. д.
МАНДАЛАТЕРАПИЯ
Мандалатерапия позволяет снять напряжённость у детей, стабилизирует настроение. Дети дошкольного возраста постоянно встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться помогает раскрашивание и создание мандал. Карл Густав Юнг (известный швейцарский психолог) был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Он пришел к выводу, что метод — мандалы-это путь к нашему центру, к открытию нашей индивидуальности.
Я, использую мандалотерапию больше всего именно в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения ребенка. Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей. Рисуя мандалы дети переносят внутреннее состояние, свои эмоции и переживания из внутреннего мира наружу - в виде художественного образа. Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперреактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, способствует развитию творческих способностей. Это для психолога хорошая возможность увидеть, что переживает ребенок внутри себя, какие он испытывает эмоциональные волнения.
Мастер класс по мандалатерапии на стекле:
При использовании мандалы на занятиях с детьми я придерживаюсь следующих правил: для начала показываю ребенку разновидность мандал, выбирает мандалы ребенок самостоятельно, разрешается на одном занятии работать только с одной мандалой, также я использую музыкальное сопровождение. Материал для работы (краски, пастель, стекло от рамки) ребенок выбирает по желанию. Ребенок выбирает разновидность мандалы подкладывает его под стекло и приступает к работе. После того как ребенок разукрасил или создал собственные мандалы он рассказывает о своих чувствах, переживаниях, которые испытывает. В начале работы, когда дети еще не знакомы с техникой, я настраиваю их психологически с помощью красивого, доброго рассказа: «Садись поудобней и немного закрой глаза. Сейчас мы отправимся в волшебную сказочную страну, где ты будешь волшебником и только ты будешь решать какие цвета ты выберешь, для того чтобы нарисовать свой рисунок на стекле. Когда ты будешь готов, потихоньку открой глаза, попробуй нарисовать все, что ты представил перед собой». Для того, чтобы ребенку было легче, мы можем ему помочь придумать название мандалы. Затем мы потихоньку переходим к тому, что ребенок приступает к описательному рассказу. Для себя педагог-психолог делает небольшие пометки, на листе бумаги и затем скрепляет к готовой мандале. Швейцарский психолог М. Люшер разработал психологические характеристики цвета, которыми я всегда пользуюсь для интерпретации мандалатерапии. В своей практике я наблюдаю, что дети выбирают какое-либо сочетание цветов. Для правильной трактовки детского рисунка необходимо довериться также и своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу?
Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий, агрессия (красный, депрессия (черный). Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние.