Елена Миленная
Современные модели инклюзивного образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Современные модели инклюзивного образования в ДОУ.
МБДОУ ЦРР - детский сад №12 г. Россоши
Педагог – психолог Т. Л. Жилина
Инструктор физической культуры Е. И. Миленная
В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Происходит постепенный переход от концепции интеграции к концепции инклюзивной организации. Сопоставив эти различные модели организации образования, можно сделать вывод о том, что интеграционном подходе ребенок с особыми образовательными потребностями адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям детей.
Публикация «Современные модели инклюзивного образования в ДОУ» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ОВЗ, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей – инвалидов. Обучаясь и развиваясь вместе, дети учиться жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми.
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
1. Принцип индивидуального подхода (Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка из группа).
2. Принцип поддержки самостоятельной активности (Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности).
3. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников (Создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе).
4. Принцип междисциплинарного подхода (Специалисты, работающие в группе регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и группы в целом).
5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания, т. е. необходимо наличие вариативной развивающей среды.
6. Принцип партнерского взаимоотношения с семьёй (Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддерживаются родителями).
7. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада (Модель детского сада может меняться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства).
На сегодняшний день для инклюзивного образования в нашем детском саду существует стартовые условия: консультационный пункт и СП «Лекотека».
Инклюзивное образование детей-инвалидов в нашем ДОУ реализуется через следующие модели :
1. Полная инклюзия – дети с ОВЗ посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту.
2. Частичная инклюзия – дети с ОВЗ частично включаются в общеразвивающую группу детского сада, в сопровождении тьютера. Постепенно ребенок с частичной инклюзии переходит на полную инклюзию.
Как же дети попадают на инклюзивное обучение? Сначала родители, имеющие ребенка с ОВЗ, посещают консультационный пункт, после чего специалисты пункта отправляют ребенка на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию. По заключению ТПМПК родителям рекомендуется определить ребенка с ограниченными возможностями здоровья либо в СП «Лекотеку», либо в общеразвивающую группу, где осуществляется инклюзивное образование. Если ребенка определили на «Лекотеку», то в последствии его могут перевести на инклюзивное обучение, только по заключению ТПМПК. И затем дети уходят в школу.
На сегодняшний день наш детский сад посещают 6 детей, находящихся на инклюзивном обучении : из них 3 ребенка с синдромом Дауна, 1 ребенок с РАС, 2 ребенка с ЗПР (4 ребенка на полной инклюзии, 2 ребенка на частичной инклюзии, в сопровождении тьютера).
Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом :
1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей:
- беседа и анкетирование родителей;
- диагностика развития ребенка с ОВЗ;
- наблюдение за поведением в группе;
2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление ИОМ и индивидуального образовательного плана.
3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
4. Организация совместной деятельности здоровых детей и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеразвивающей группы.
Для того, чтобы повысить качество образовательного процесса на базе ДОУ создан ПМКк, куда входят следующие специалисты: зам. руководителя по ОВР, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, соц. педагог, инструктор по ФК, муз. Руководитель, воспитатель, мед. сестра.
Специалисты консилиума регулярно проводят заседания, на которых обсуждают динамику в развитии ребенка с ОВЗ, особенности его поведения, корректируют ИОМ ребенка-инвалида, план работы воспитателя и группы в целом. Заседания ПМПк ДОУ проходят как планово (в начале уч. года, середине и в конце, так и внепланово (по запросу).
Содержание инклюзивного образования реализуется в различных формах:
- индивидуальные занятия со специалистами;
- активная деятельность в специально организованной среде (свободная
игра в групповом помещении, в специально оборудованном помещении,
прогулки);
- совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми;
- режимные моменты (прием пищи, дневной сон и др.);
- фронтальные занятия;
- детско-родительские группы;
- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание встреч, планируется согласно составленному индивидуальному плану. Индивидуальные встречи проводятся специалистами в соответствии с составленным графиком, занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. По результатам занятия специалист составляет запись в индивидуальной карте развития ребенка, с которым обязательно знакомятся другие специалисты и воспитатели групп. Так же родителям выдается домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.
Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Фронтальные формы могут проходить по-разному. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного занятия, на котором дети играют в особой – спокойной, доверительной атмосфере.
Детско-родительские группы – это комплексные занятия детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия.
Наше учреждение успешно реализует инклюзивную практику :
- в развитии детей видна динамика (особенно в развитии социальных навыков);
- дети с желанием посещают детский сад;
- воспитанники получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;
- родители занимают активную позицию сотрудничества с детским садом;
- педагоги реализуют инклюзивную практику, используя уже имеющийся профессиональный опыт и знания; принимают участие в разработке индивидуальных образовательных планов.
В процессе работы столкнулись с проблемами в инклюзивном образовании :
- отсутствие нормативно-правовой базы;
- своевременное повышение курсов квалификации специалистов ДОУ;
- недостаточное наличие учебно-методических комплексов и литературы в
ДОУ;
- нехватка узких специалистов, в том числе и медицинских (психиатр, неонатолог) :
- необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования.
Перспективы инклюзивного образования.
- Создание системы сетевого взаимодействия между социальными партнерами, реализующими идеи инклюзивного образования;
- Обобщение опыта работы по инклюзивному образованию;