МААМ-картинки

Современные логопедические технологии

Людмила Владимировна Полякова
Современные логопедические технологии
▼ Скачать + Заказать документы

Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого использую современные логопедические технологии. При их применении занятия становятся более эффективными.

Логопедический массаж

Публикация «Современные логопедические технологии» размещена в разделах

Это активная процедура механического воздействия, целью которой является коррекция разнообразных речевых расстройств (дизартрий, алалий и других). Массаж помогает укрепить и расслабить артикуляционные мышцы, улучшает кинестетическое восприятие, стимулирует мышечные ощущения.

Основные виды логопедического массажа :

§ ручной (классический);

§ аппаратный (с помощью вакуумных, вибрационных приборов);

§ точечный (воздействие на биологически активные точки);

§ самомассаж (ребенок выполняет процедуру самостоятельно).

Также есть массаж зондами, камнями, травяными мешочками, каштанами.

Показания:

§ короткая подъязычная уздечка (как причина возникновения дислалий);

§ ринолалия;

§ непроизвольное слюноотделение;

§ нарушения голоса;

§ алалия;

§ дисграфия;

§ нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;

§ заикание невротической природы;

§ отсутствие четкого произношения.

На полный курс необходимо 10-20 сеансов, иногда больше. Продолжительность сеанса определяется психоэмоциональным состоянием ребенка (наличием или отсутствием страха, нервного напряжения). Среднее время процедуры – 5-6 минут.

Надо обязательно выбирать опытного специалиста, который сможет установить эмоциональный контакт с маленьким пациентом.

Достоинства процедуры:

§ возможность выполнения в домашних условиях;

§ простота и безболезненность;

§ положительное влияние на нервную и мышечную систему;

§ повышение эластичности мышечных волокон;

§ улучшение функции сосудов;

§ нормализация речевого дыхания;

§ снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (судороги, гиперкинезы);

§ увеличение амплитуды артикуляционных движений.

Противопоказания:

§ вирусные заболевания;

§ стоматиты, гингивиты;

§ конъюнктивиты;

§ кожные болезни.

Телесноориентированные техники

Двигательная сфера малыша тесно связана с развитием его психических свойств. Существует ряд эффективных методик:

1. Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, способствуют развитию произвольности и самоконтроля. Занятия обязательно проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. Их можно делать как в положении стоя, так и сидя.

2. Упражнения, направленные на релаксацию. С их помощью можно расслабиться, вспомнить какие-то события и ощущения.

3. Растяжка—это комплекс упражнений, связанный с напряжением и расслаблением различных частей тела. Очень хорошо их использовать при гипотонусе и гипертонусе мышц.

4. Биоэнергопластика. Данный способ основан на соединении движений кистей рук с движениями артикуляционного аппарата. Он синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает речь и мышление.

Пальчиковая гимнастика

Она очень эффективна для развития речи. Когда дети занимаются и ритмично двигают пальчиками, то у них активизируются речевые центры головного мозга. При этом малыши дополнительно учатся концентрации внимания и правильному его распределению.

Также пальчиковые игры хорошо тренируют память, ведь необходимо запоминать стихи и определенную последовательность движений пальцев. Последние становятся гибкими, подвижными и сильными. Это поможет быстрее освоить навык письма в будущем.

Пальчиковой гимнастикой можно начинать заниматься с полугодовалого возраста. Ежедневно следует выделять на нее хотя бы пять минут.

Локальная гипер — и гипотермия

Данный способ создан и разработан Всесоюзным научно-методическим центром по лечению ДЦП. Он является одним из направлений криомедицины, в котором используется лечебный фактор холодового воздействия на ткани и органы. Методика корректирует мышечный тонус, нормализует мышечные реакции. Для ее проведения требуются теплая вода и лед.

Есть несколько вариантов воздействия:

§ поочередное использование теплового и холодового факторов;

§ сначала гипотермия, потом гипертермия;

§ только гипертермия;

§ только гипотермия.

Показания:

§ повышенное слюноотделение;

§ синкинезии;

§ артикуляционные апраксии;

§ некоторые формы ДЦП (гиперкинетическая, гемипаретическая).

Противопоказания к процедуре:

§ эпилепсия;

§ ОРВИ;

§ заболевания ЛОР-органов;

§ холодовая аллергия.

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве

Основные движения, благодаря которым можно научиться хорошо ориентироваться в пространстве, являются бег и ходьба.

Виды упражнений:

§ ходить и бегать парами по кругу с соблюдением дистанции;

§ строиться парами в колонну, по кругу, врассыпную;

§ ходить по залу со сменой направлений: налево, направо, противоходом, змейкой, по диагонали;

§ ходить со сменой ведущих;

§ равномерное сужение и расширение круга.

Песочная терапия

Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг, основатель аналитической терапии. Она помогает совершенствовать умения и навыки практического общения с использованием вербальных и невербальных средств. В процессе занятий раскрывается индивидуальность, разрешаются психологические затруднения. Кроме того, песочная терапия развивает образное мышление, связную речь, познавательные функции, обогащает словарный запас.

Игры с песком используются как при индивидуальной работе, так и в группах. Условно можно выделить три вида занятий:

1. Обучающие. Они развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, помогают в обучении ряда навыков (счета, письма, чтения).

2. Проективные. Способствуют развитию фантазии и творческого начала.

3. Познавательные. Учат многообразию окружающего мира.

Чтобы организовать процесс необходимо несколько вещей:

§ чистый, просеянный песок (не слишком мелкий, и не слишком крупный);

§ песочница (водонепроницаемый деревянный ящик);

§ миниатюрные фигурки (люди, животные, растения, транспорт, природный материал и многие другие);

§ вода.

Варианты игр:

§ создание отпечатков кулачков, ладоней;

§ поочередное сжимание и разжимание пальцев, погруженных в песок;

§ скольжение ладонями по песку (круговые, зигзагообразные движения);

§ рисование всевозможных узоров на поверхности песка;

§ закапывание предметов в песок с последующим его сдуванием для обнаружения спрятанного.

Преимущества метода:

§ работа с природным материалом, обладающим собственной положительной энергетикой;

§ активизация чувствительных нервных окончаний на кончиках пальцев;

§ снятие мышечного, психоэмоционального напряжения ребенка;

§ совершенствование зрительно-пространственной ориентировки;

§ развитие моторики рук.

Противопоказания:

§ кожные болезни;

§ повреждения на руках (царапины, порезы, ссадины);

§ наличие бронхиальной астмы или аллергии на пыль;

§ повышенная тревожность ребенка.

Мнемотехника

Среди современных логопедических технологий и методик очень популярна мнемотехника. Это совокупность приемов и правил, которые облегчают процесс запоминания информации. Суть ее заключается в том, что на слова или небольшие словосочетания надо придумывать картинки. В результате, весь текст зарисовывается в схемах. Смотря на них, малыш с легкостью воспроизводит стих, загадку или скороговорку.

Используя мнемотехнику можно добиться развития слухового и зрительного внимания, памяти, ассоциативного мышления, связной речи. Кроме того, ускоряется процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Результаты занятий:

§ расширение словарного запаса;

§ появление интереса к заучиванию стихов, придумыванию историй;

§ увеличение знаний об окружающем мире.

Сказкотерапия

Методика является отдельной ветвью психотерапии. Заключается в использовании сказочной формы для речевого развития личности, расширения сознания и улучшения взаимодействия через речь.

В сказкотерапии подразумевается использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых.

Типы сказок:

1. Медитативная.

2. Психотерапевтическая.

3. Психокоррекционная.

4. Психологическая.

5. Дидактическая.

Перечень коррекционных задач сказкотерапии:

§ взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов;

§ эффективная игровая мотивация детской речи;

§ усовершенствование звуковой речи;

§ усовершенствование лексико-грамматических языковых средств;

§ создание коммуникативной направленности всех детских высказываний.

Методы сказкотерапии:

§ рисование сказок;

§ создание кукол;

§ рассказывание и сочинительство.

Логоритмика

Это современная логопедическая технология, которая представляет собой комплекс музыкально-речевых, речедвигательных и музыкально-двигательных упражнений. Занятия проводит учитель-логопед в школе или доу (дошкольном образовательном учреждении).

В результате занятий дети учатся переключаться с одного вида деятельности на другой, выразительно двигаться, развивать творческие способности. У них развивается выносливость, сила, ловкость, чувство равновесия. Также происходит тренировка и укрепление мышц, формируется красивая осанка.

Логоритимика помогает успокаивать активных детей и подбодряет медлительных.

Варианты занятий:

§ танцы, пение;

§ игры на музыкальных инструментах;

§ сочетание пения и дыхательных упражнений;

§ игры со звукоподражанием;

§ чистоговорки;

§ пение и ходьба в разных направлениях.

Логоритмика необходима в следующих случаях:

§ в период интенсивного формирования речи;

§ дизартрии;

§ недостаточно развитая моторика и координация движений;

§ чересчур быстрая или медленная прерывистая речь;

§ заикание.

Заниматься следует с учетом особенностей ребенка. Когда у него что-то не получается, надо упрощать задание. Если есть проблемы со звуками или мелкой моторикой, то важно увеличивать количество соответствующих упражнений.

Музыкотерапия

Музыка повышает тонус коры головного мозга, вызывает приятные эмоции, стимулирует кровообращение и дыхание. Она помогает сформировать навык вслушиваться и анализировать звучание мелодий.

Музыкальную терапию используют для терапии и профилактики ряда патологических состояний.

Варианты занятий:

§ слушание музыки;

§ пение;

§ игра на музыкальных инструментах;

§ элементы театрализации;

§ музыкорисование.

Результаты музыкальной терапии:

§ нормализация эмоционального состояния;

§ выработка навыков использования голоса;

§ устранение страхов речевых и двигательных расстройств;

§ развитие чувства ритма, самостоятельности, активности;

§ стимуляция слухового восприятия;

§ воспроизведение музыкальных образов.

Изотерапия

Занятия изотерапией помогают личности самовыражаться и реализовываться в творчестве. Цель методики – это развитие связной речи, артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

Есть несколько вариантов занятий:

§ рисование на манной крупе;

§ пальцевая живопись;

§ кляксография.

Цветотерапия

Это современная логопедическая технология, предназначенная для коррекции речевых и психологических нарушений. Ученые уже давно доказали, что цвета влияют на эмоциональное, интеллектуальное и психологическое состояние людей.

Педагог строит работу следующим образом:

§ дети берут игрушки и предметы определенных цветов, выполняют с ними разные действия и моделируют ситуации;

§ обговаривают проделанную работу с многократным повторением нужных звуков.

Результаты цветотерапии:

§ осознавание особых цветовых пристрастий;

§ повышение чувствительности и восприимчивости;

§ расширение и углубление восприятия цветовой гаммы;

§ расширение возможностей управления эмоционально-волевыми процессами;

§ возрастание интереса к познавательной деятельности.

Большое количество логопедических технологий позволяет выбрать из них то, что подойдет конкретному ребенку. Ведь он должен сам проявлять интерес к занятиям и испытывать на них положительные эмоции. Это очень важно для достижения хороших результатов.

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Современные подходы к воспитанию и образованию в условиях школы: опыт, технологии, перспективыСовременные подходы к воспитанию и образованию в условиях школы: опыт, технологии, перспективы На современном этапе развития системы образования происходит смещение направленности с образовательной на воспитательную деятельность, делается.

Современные технологии обучения детей с ОВЗ Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Современные технологии обучения детей с ОВЗ». Актуальность проблемы применения.

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные логопедические технологии
Опубликовано: 19 мая 2023 в 11:39
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные логопедические технологии» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Владимировна Полякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД