Людмила Владимировна Полякова
Современные логопедические технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого использую современные логопедические технологии. При их применении занятия становятся более эффективными.
Логопедический массаж
Публикация «Современные логопедические технологии» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Это активная процедура механического воздействия, целью которой является коррекция разнообразных речевых расстройств (дизартрий, алалий и других). Массаж помогает укрепить и расслабить артикуляционные мышцы, улучшает кинестетическое восприятие, стимулирует мышечные ощущения.
Основные виды логопедического массажа :
§ ручной (классический);
§ аппаратный (с помощью вакуумных, вибрационных приборов);
§ точечный (воздействие на биологически активные точки);
§ самомассаж (ребенок выполняет процедуру самостоятельно).
Также есть массаж зондами, камнями, травяными мешочками, каштанами.
Показания:
§ короткая подъязычная уздечка (как причина возникновения дислалий);
§ ринолалия;
§ непроизвольное слюноотделение;
§ нарушения голоса;
§ алалия;
§ дисграфия;
§ нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
§ заикание невротической природы;
§ отсутствие четкого произношения.
На полный курс необходимо 10-20 сеансов, иногда больше. Продолжительность сеанса определяется психоэмоциональным состоянием ребенка (наличием или отсутствием страха, нервного напряжения). Среднее время процедуры – 5-6 минут.
Надо обязательно выбирать опытного специалиста, который сможет установить эмоциональный контакт с маленьким пациентом.
Достоинства процедуры:
§ возможность выполнения в домашних условиях;
§ простота и безболезненность;
§ положительное влияние на нервную и мышечную систему;
§ повышение эластичности мышечных волокон;
§ улучшение функции сосудов;
§ нормализация речевого дыхания;
§ снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (судороги, гиперкинезы);
§ увеличение амплитуды артикуляционных движений.
Противопоказания:
§ вирусные заболевания;
§ стоматиты, гингивиты;
§ конъюнктивиты;
§ кожные болезни.
Телесноориентированные техники
Двигательная сфера малыша тесно связана с развитием его психических свойств. Существует ряд эффективных методик:
1. Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, способствуют развитию произвольности и самоконтроля. Занятия обязательно проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. Их можно делать как в положении стоя, так и сидя.
2. Упражнения, направленные на релаксацию. С их помощью можно расслабиться, вспомнить какие-то события и ощущения.
3. Растяжка—это комплекс упражнений, связанный с напряжением и расслаблением различных частей тела. Очень хорошо их использовать при гипотонусе и гипертонусе мышц.
4. Биоэнергопластика. Данный способ основан на соединении движений кистей рук с движениями артикуляционного аппарата. Он синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает речь и мышление.
Пальчиковая гимнастика
Она очень эффективна для развития речи. Когда дети занимаются и ритмично двигают пальчиками, то у них активизируются речевые центры головного мозга. При этом малыши дополнительно учатся концентрации внимания и правильному его распределению.
Также пальчиковые игры хорошо тренируют память, ведь необходимо запоминать стихи и определенную последовательность движений пальцев. Последние становятся гибкими, подвижными и сильными. Это поможет быстрее освоить навык письма в будущем.
Пальчиковой гимнастикой можно начинать заниматься с полугодовалого возраста. Ежедневно следует выделять на нее хотя бы пять минут.
Локальная гипер — и гипотермия
Данный способ создан и разработан Всесоюзным научно-методическим центром по лечению ДЦП. Он является одним из направлений криомедицины, в котором используется лечебный фактор холодового воздействия на ткани и органы. Методика корректирует мышечный тонус, нормализует мышечные реакции. Для ее проведения требуются теплая вода и лед.
Есть несколько вариантов воздействия:
§ поочередное использование теплового и холодового факторов;
§ сначала гипотермия, потом гипертермия;
§ только гипертермия;
§ только гипотермия.
Показания:
§ повышенное слюноотделение;
§ синкинезии;
§ артикуляционные апраксии;
§ некоторые формы ДЦП (гиперкинетическая, гемипаретическая).
Противопоказания к процедуре:
§ эпилепсия;
§ ОРВИ;
§ заболевания ЛОР-органов;
§ холодовая аллергия.
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве
Основные движения, благодаря которым можно научиться хорошо ориентироваться в пространстве, являются бег и ходьба.
Виды упражнений:
§ ходить и бегать парами по кругу с соблюдением дистанции;
§ строиться парами в колонну, по кругу, врассыпную;
§ ходить по залу со сменой направлений: налево, направо, противоходом, змейкой, по диагонали;
§ ходить со сменой ведущих;
§ равномерное сужение и расширение круга.
Песочная терапия
Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг, основатель аналитической терапии. Она помогает совершенствовать умения и навыки практического общения с использованием вербальных и невербальных средств. В процессе занятий раскрывается индивидуальность, разрешаются психологические затруднения. Кроме того, песочная терапия развивает образное мышление, связную речь, познавательные функции, обогащает словарный запас.
Игры с песком используются как при индивидуальной работе, так и в группах. Условно можно выделить три вида занятий:
1. Обучающие. Они развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, помогают в обучении ряда навыков (счета, письма, чтения).
2. Проективные. Способствуют развитию фантазии и творческого начала.
3. Познавательные. Учат многообразию окружающего мира.
Чтобы организовать процесс необходимо несколько вещей:
§ чистый, просеянный песок (не слишком мелкий, и не слишком крупный);
§ песочница (водонепроницаемый деревянный ящик);
§ миниатюрные фигурки (люди, животные, растения, транспорт, природный материал и многие другие);
§ вода.
Варианты игр:
§ создание отпечатков кулачков, ладоней;
§ поочередное сжимание и разжимание пальцев, погруженных в песок;
§ скольжение ладонями по песку (круговые, зигзагообразные движения);
§ рисование всевозможных узоров на поверхности песка;
§ закапывание предметов в песок с последующим его сдуванием для обнаружения спрятанного.
Преимущества метода:
§ работа с природным материалом, обладающим собственной положительной энергетикой;
§ активизация чувствительных нервных окончаний на кончиках пальцев;
§ снятие мышечного, психоэмоционального напряжения ребенка;
§ совершенствование зрительно-пространственной ориентировки;
§ развитие моторики рук.
Противопоказания:
§ кожные болезни;
§ повреждения на руках (царапины, порезы, ссадины);
§ наличие бронхиальной астмы или аллергии на пыль;
§ повышенная тревожность ребенка.
Мнемотехника
Среди современных логопедических технологий и методик очень популярна мнемотехника. Это совокупность приемов и правил, которые облегчают процесс запоминания информации. Суть ее заключается в том, что на слова или небольшие словосочетания надо придумывать картинки. В результате, весь текст зарисовывается в схемах. Смотря на них, малыш с легкостью воспроизводит стих, загадку или скороговорку.
Используя мнемотехнику можно добиться развития слухового и зрительного внимания, памяти, ассоциативного мышления, связной речи. Кроме того, ускоряется процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Результаты занятий:
§ расширение словарного запаса;
§ появление интереса к заучиванию стихов, придумыванию историй;
§ увеличение знаний об окружающем мире.
Сказкотерапия
Методика является отдельной ветвью психотерапии. Заключается в использовании сказочной формы для речевого развития личности, расширения сознания и улучшения взаимодействия через речь.
В сказкотерапии подразумевается использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых.
Типы сказок:
1. Медитативная.
2. Психотерапевтическая.
3. Психокоррекционная.
4. Психологическая.
5. Дидактическая.
Перечень коррекционных задач сказкотерапии:
§ взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов;
§ эффективная игровая мотивация детской речи;
§ усовершенствование звуковой речи;
§ усовершенствование лексико-грамматических языковых средств;
§ создание коммуникативной направленности всех детских высказываний.
Методы сказкотерапии:
§ рисование сказок;
§ создание кукол;
§ рассказывание и сочинительство.
Логоритмика
Это современная логопедическая технология, которая представляет собой комплекс музыкально-речевых, речедвигательных и музыкально-двигательных упражнений. Занятия проводит учитель-логопед в школе или доу (дошкольном образовательном учреждении).
В результате занятий дети учатся переключаться с одного вида деятельности на другой, выразительно двигаться, развивать творческие способности. У них развивается выносливость, сила, ловкость, чувство равновесия. Также происходит тренировка и укрепление мышц, формируется красивая осанка.
Логоритимика помогает успокаивать активных детей и подбодряет медлительных.
Варианты занятий:
§ танцы, пение;
§ игры на музыкальных инструментах;
§ сочетание пения и дыхательных упражнений;
§ игры со звукоподражанием;
§ чистоговорки;
§ пение и ходьба в разных направлениях.
Логоритмика необходима в следующих случаях:
§ в период интенсивного формирования речи;
§ дизартрии;
§ недостаточно развитая моторика и координация движений;
§ чересчур быстрая или медленная прерывистая речь;
§ заикание.
Заниматься следует с учетом особенностей ребенка. Когда у него что-то не получается, надо упрощать задание. Если есть проблемы со звуками или мелкой моторикой, то важно увеличивать количество соответствующих упражнений.
Музыкотерапия
Музыка повышает тонус коры головного мозга, вызывает приятные эмоции, стимулирует кровообращение и дыхание. Она помогает сформировать навык вслушиваться и анализировать звучание мелодий.
Музыкальную терапию используют для терапии и профилактики ряда патологических состояний.
Варианты занятий:
§ слушание музыки;
§ пение;
§ игра на музыкальных инструментах;
§ элементы театрализации;
§ музыкорисование.
Результаты музыкальной терапии:
§ нормализация эмоционального состояния;
§ выработка навыков использования голоса;
§ устранение страхов речевых и двигательных расстройств;
§ развитие чувства ритма, самостоятельности, активности;
§ стимуляция слухового восприятия;
§ воспроизведение музыкальных образов.
Изотерапия
Занятия изотерапией помогают личности самовыражаться и реализовываться в творчестве. Цель методики – это развитие связной речи, артикуляционного аппарата и мелкой моторики.
Есть несколько вариантов занятий:
§ рисование на манной крупе;
§ пальцевая живопись;
§ кляксография.
Цветотерапия
Это современная логопедическая технология, предназначенная для коррекции речевых и психологических нарушений. Ученые уже давно доказали, что цвета влияют на эмоциональное, интеллектуальное и психологическое состояние людей.
Педагог строит работу следующим образом:
§ дети берут игрушки и предметы определенных цветов, выполняют с ними разные действия и моделируют ситуации;
§ обговаривают проделанную работу с многократным повторением нужных звуков.
Результаты цветотерапии:
§ осознавание особых цветовых пристрастий;
§ повышение чувствительности и восприимчивости;
§ расширение и углубление восприятия цветовой гаммы;
§ расширение возможностей управления эмоционально-волевыми процессами;
§ возрастание интереса к познавательной деятельности.
Большое количество логопедических технологий позволяет выбрать из них то, что подойдет конкретному ребенку. Ведь он должен сам проявлять интерес к занятиям и испытывать на них положительные эмоции. Это очень важно для достижения хороших результатов.