Светлана Овчинникова
Современные инновационные технологии в развитии речевого дыхания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время правильная, точная, выразительная, богатая синонимами и другими выразительными средствами речь детей дошкольного возраста- явление нечастое, поэтому возникает необходимость специальной подготовки к работе по развитию речи детей дошкольного возраста, в том числе с использованием инновационных методик и технологий. Неоспоримо то, что нужны нестандартные подходы, новые методы и дополнительные средства, которые бы являлись хорошим стимулом для ребёнка и эффективным методом работы для учителя-логопеда.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Современные технологии стали играть всё более важную роль в развитии речевого дыхания у старших дошкольников. Они помогают детям осваивать правильное дыхание и развивать моторику речевого аппарата, что в свою очередь способствует улучшению их речи и коммуникативных навыков. Одним из таких методов является
использование разнообразных технологий, которые помогают в развитии и тренировке речевого дыхания. Это могут быть специализированные приложения на смартфоны и планшеты («Привет, логопед! Запуск речи», «Скороговорун», игра «Домашний логопед», «Мерсибо» и т. д., которые предлагают игровые задания и упражнения, в ходе которых дети учатся контролировать дыхание, правильно произносить звуки и слова, а также развивать слуховое восприятие.
Также речевые тренажёры, которые помогают детям развивать и укреплять речевые мышцы и правильно дышать.
В своей практике использую на фронтальных и индивидуальных занятиях такие инновационные тренажёры, как:
логобалансир – дуем шарики, мячики, помпоны и все, что вы сами придумаете- вот он залог увлекательной игры и в тоже время решение вашей задачи- развитие речевого дыхания.
Эта игра увлекательная и эффективная для моих воспитанников. Вот как мы реализуем эту игру в действии, прошу обратить ваше внимание на экран Используемый материал: лёгкий и воздушный мяч, который служит основным элементом игры;
Лунки с отверстиями: вырезанные лунки круглой формы на плотной бумаге;
Инструкция к заданию для ребё нка: я объясняю и показываю, как необходимо выполнить задание;
Правила игры: ребёнок берёт мяч, кладёт на рабочую поверхность с лунками и медленно выдыхает в лунку мяч;
Оценка попадания: ребёнок «задувает» мяч в лунку, и в зависимости от успешности выполнения упражнения, дается оценка учителя-логопеда.
С этим же набором можно усложнить задание или немного изменить его, например, медленно и глубоко выдохнуть. Ребёнок выдыхает в лунку медленно и равномерно.
Ещё вариант: ребёнок вдыхает, задерживает дыхание на несколько секунд, затем медленно выдыхает.
Имитация звука «Ф-ф-ф» : ребёнок произносит определенный звук, например, "ф-ф-фу-у-у-у…", как будто подул ветерок.
Такой логобалансир не только способствует развитию речи и дыхания, но и делает этот процесс веселым и мотивирующим для детей. Кроме того, регулярные тренировки с использованием данного набора способствуют улучшению речевых и дыхательных навыков у воспитанников. Ещё одним преимуществом является моторика речевого аппарата. Играя в эту игру, ребёнок не только улучшает свои речевые навыки, но и получает удовольствие от процесса.
Вертолетики, вертушки, цветочки для дыхательной гимнастики- делаются вместе с детьми легко и просто, а радости и пользы принесут море!
Перевертыши-«Подарки», «Животные леса» и др. – очень интересная идея дыхательной гимнастики, с такой игрой не только развиваем дыхание, но и обогащаем словарный запас!
Цветочная поляна по образцу- разместить цветочки по образцу или же воспроизвести комбинацию, которую вы ему показали на протяжении нескольких секунд, а потом спрятали. Показали и подули на цветочки! Здорово же! Вот какая сетка памяти. Еще развиваем мелкую моторику, словарный запас, усидчивость, внимательность, тренируем память, цветовосприятие, понимание очередности и последовательности.
Еще одним интересным и эффективным способом развития речевого дыхания - является использование технологии «Бусоград» или волшебные игры Феи Бусинки. Данную методику разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музыкант, почетный работник общего образования РФ.
Узнав об этой методике, я решила применить ее в своей логопедической практике, ведь в бусах есть что-то магическое. Бусы — это не только элементы украшения, бусы — полет фантазии, доступный и эстетически притягательный материал.
Эта технология увлекательная для моих воспитанников.
Данная технология способствует :
1. Формированию и совершенствованию пространственных представлений;
2. Развитию речевых и коммуникативных навыков;
3. Развитие мелкой моторики, координации движений и гибкости рук;
4. Развитию зрительного восприятия, памяти, фантазии, воображения;
5. Формированию личностных качеств: внимания, усидчивости и терпения.
Познакомившись с данной технологией я стала использовать в своей работе. Сначала мы с ребятами познакомились с бусами, через интересные пальчиковые упражнения. "Шкатулочка", "Волшебная дорожка"
Шкатулочка открывается, бусы появляются.
Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!
А теперь опять сложитесь
И тихонько спать ложитесь.
Одна ладонь поднимается, как будто открывается крышка шкатулки.
, затем работали над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами и речевыми упражнениями :
«Улитка»
Вот из бус дорожка.
Край прижмём ладошкой.
Крутим мы ладонь - и нитка
Превращается в «улитку»! Игры-упражнения "Улитка", "Кочка", "Горка", "Тучка", "Птичка", "Цветок", "Снежинка".
третий этап был творческий, где мы выкладывали картинки, и начинаем работу с бусами. Самостоятельное составление детьми или группой детей картин, заполнение контуров.
Лежали как-то бусы в шкатулочке и грустили, решили они попрыгать, потанцевать. Выпрыгнули из шкатулочки и превратились в необычное существо. Надо подойти поближе и рассмотреть с разных сторон это существо, тогда мы сможем угадать, что хотели бусы нам показать!
Здесь мы привязываем лексическую тему, например, тема: «Зима».
Упражнение «Снегопад»- развиваем в умеренном темпе плавный, длительный вдох и выдох.
Сделать снежинки из бус. Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдуть "снежинки".
Тема «Транспорт»
развиваем в умеренном темпе плавный, длительный вдох и выдох.
Упражнение «Парусник»
Бусы снова мы возьмём,
В две дорожки соберём.
Пальчики нам помогайте,
Строить лодку начинайте.
Над лодкой пальчиком одним
Мы треугольник смастерим.
Парусник плывёт вперёд,
Радость детям он несёт.
упражнение парусник -надо подуть на него – «с-с-с»
Тема «Посуда»
Игра «Чаепитие»-развиваем речевое дыхание и голос. Выкладываем чашку из бус.
Описание игры: Дуем на горячий чай. Вытянуть губы «трубочкой» (вдох, подуть на горячий чай (выдох). Вытянуть губы узкой «воронкой» (выдох). Пыхтящий чайник: произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»
Тема : Насекомые»
Упражнение «Бабочка»
сделать плавный бесшумный вдох и сдуть бабочку.
Бабочки-красавицы на лугу порхают,
Им цветочки нравятся, нектар их собирают.
Рисуем из двух ниток бус бабочку и сдуваем ее.
Тема «Игрушки»
Упражнение «Надуй шарик» Выкладываем из бус воздушный шарик. –тренируем силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
С помощью данной технологии мы развиваем не только мелкую моторику, воображение, творчество, но и тренируем силу вдоха и выдоха, развиваем плавный, длительный вдох и выдох, физиологическое дыхание, речевое дыхание и силу голоса.
Еще в своей работе использую технологию QR-кодов. Инновационность данной технологии заключается в том, что она универсальная, т. е. может использоваться в совместной деятельности с детьми, во взаимодействии с родителями, в методической работе с коллегами.
QR-код, как инновационное средство обучения, способно повысить заинтересованность и мотивацию детей, разнообразить занятия, развить навыки работы со специализированным программным обеспечением, усилить самостоятельную познавательную деятельность, приучая детей использовать гаджеты не только для развлечения, но и для развития.
Данная технология применяется мною на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Дети используют QR-коды с удовольствием и без затруднений.
Приведу пример использования QR -технологии в играх по лексической теме «Насекомые»
Данные игры помогают:
— развивать дыхание (силу выдоха, продолжительность, постепенность, целенаправленность);
— добиваться умения длительно произносить звук на одном выдохе или многократно произносить звук на одном выдохе, формировать умение на одном выдохе произносить 3—4 слога.
Отгадай загадку. Отсканируй QR-код и проверь себя и выполни упражнение.
Упражнение «Пчела жужжит»
В полосатом платьице
На лугу летает
Мохнатыми лапками
Пыльцу собирает
И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — и. п., на выдохе произносить: «Ж-ж-ж!». Повторить 3—4 раза.
Упражнение «Комар звенит»
Надо мною он кружит,
И пищит, пищит, пищит.
И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — и. п., на выдохе произносить: «З-з-з!». Повторить 3—4 раза.
Упражнение «Шмель летит»
Вот цветёт пахучий хмель
За нектаром прилетел,
Над цветком летал, гудел
Толстый и мохнатый
(Шмель)
И. п. : о. с. 1 — руки поднять в стороны (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Гу-жу! Гу-жу!». Повторить 3—4
Лексическая тема «Домашние птицы»
Упражнение «Петух».
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает,
Голосисто поет.
И. п. : о. с. 1 — мах руками (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку!». Повторить 3—4 раза.
Упражнение «Гусь шипят»
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
И. п. : о. с. 1 — прямые руки отодвинуть назад, шею вытянуть, вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза.
Упражнение «Индюк»
Я птица важная, ни с кем я не дружу,
От важности надутый я хожу,
Бываю белым я и чёрным, как земля,
На клюве у меня висит петля.
И. п. : о. с. 1 — вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Бл-бл-бл! Бл-бл-бл!». Повторить 3—4 раза.
Упражнение «Утки»
Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это — …
И. п. : ноги на ширине плеч, руки отведены назад. 1 — перевалиться с ноги на ногу, вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!». Повторить 3—4 раза.
В результате использования современных технологий на логопедических занятиях повышаются: качество обучающего момента, мотивация детей, заинтересованность в проводимой работе.
Надеюсь, что мой опыт окажется полезным. Спасибо за внимание.