МААМ-картинки

Современные инновационные технологии в развитии речевого дыхания дошкольников

Светлана Овчинникова
Современные инновационные технологии в развитии речевого дыхания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время правильная, точная, выразительная, богатая синонимами и другими выразительными средствами речь детей дошкольного возраста- явление нечастое, поэтому возникает необходимость специальной подготовки к работе по развитию речи детей дошкольного возраста, в том числе с использованием инновационных методик и технологий. Неоспоримо то, что нужны нестандартные подходы, новые методы и дополнительные средства, которые бы являлись хорошим стимулом для ребёнка и эффективным методом работы для учителя-логопеда.

Темочки:

Современные технологии стали играть всё более важную роль в развитии речевого дыхания у старших дошкольников. Они помогают детям осваивать правильное дыхание и развивать моторику речевого аппарата, что в свою очередь способствует улучшению их речи и коммуникативных навыков. Одним из таких методов является

использование разнообразных технологий, которые помогают в развитии и тренировке речевого дыхания. Это могут быть специализированные приложения на смартфоны и планшеты («Привет, логопед! Запуск речи», «Скороговорун», игра «Домашний логопед», «Мерсибо» и т. д., которые предлагают игровые задания и упражнения, в ходе которых дети учатся контролировать дыхание, правильно произносить звуки и слова, а также развивать слуховое восприятие.

Также речевые тренажёры, которые помогают детям развивать и укреплять речевые мышцы и правильно дышать.

В своей практике использую на фронтальных и индивидуальных занятиях такие инновационные тренажёры, как:

логобалансир – дуем шарики, мячики, помпоны и все, что вы сами придумаете- вот он залог увлекательной игры и в тоже время решение вашей задачи- развитие речевого дыхания.

Эта игра увлекательная и эффективная для моих воспитанников. Вот как мы реализуем эту игру в действии, прошу обратить ваше внимание на экран Используемый материал: лёгкий и воздушный мяч, который служит основным элементом игры;

Лунки с отверстиями: вырезанные лунки круглой формы на плотной бумаге;

Инструкция к заданию для ребё нка: я объясняю и показываю, как необходимо выполнить задание;

Правила игры: ребёнок берёт мяч, кладёт на рабочую поверхность с лунками и медленно выдыхает в лунку мяч;

Оценка попадания: ребёнок «задувает» мяч в лунку, и в зависимости от успешности выполнения упражнения, дается оценка учителя-логопеда.

С этим же набором можно усложнить задание или немного изменить его, например, медленно и глубоко выдохнуть. Ребёнок выдыхает в лунку медленно и равномерно.

Ещё вариант: ребёнок вдыхает, задерживает дыхание на несколько секунд, затем медленно выдыхает.

Имитация звука «Ф-ф-ф» : ребёнок произносит определенный звук, например, "ф-ф-фу-у-у-у…", как будто подул ветерок.

Такой логобалансир не только способствует развитию речи и дыхания, но и делает этот процесс веселым и мотивирующим для детей. Кроме того, регулярные тренировки с использованием данного набора способствуют улучшению речевых и дыхательных навыков у воспитанников. Ещё одним преимуществом является моторика речевого аппарата. Играя в эту игру, ребёнок не только улучшает свои речевые навыки, но и получает удовольствие от процесса.

Вертолетики, вертушки, цветочки для дыхательной гимнастики- делаются вместе с детьми легко и просто, а радости и пользы принесут море!

Перевертыши-«Подарки», «Животные леса» и др. – очень интересная идея дыхательной гимнастики, с такой игрой не только развиваем дыхание, но и обогащаем словарный запас!

Цветочная поляна по образцу- разместить цветочки по образцу или же воспроизвести комбинацию, которую вы ему показали на протяжении нескольких секунд, а потом спрятали. Показали и подули на цветочки! Здорово же! Вот какая сетка памяти. Еще развиваем мелкую моторику, словарный запас, усидчивость, внимательность, тренируем память, цветовосприятие, понимание очередности и последовательности.

Еще одним интересным и эффективным способом развития речевого дыхания - является использование технологии «Бусоград» или волшебные игры Феи Бусинки. Данную методику разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музыкант, почетный работник общего образования РФ.

Узнав об этой методике, я решила применить ее в своей логопедической практике, ведь в бусах есть что-то магическое. Бусы — это не только элементы украшения, бусы — полет фантазии, доступный и эстетически притягательный материал.

Эта технология увлекательная для моих воспитанников.

Данная технология способствует :

1. Формированию и совершенствованию пространственных представлений;

2. Развитию речевых и коммуникативных навыков;

3. Развитие мелкой моторики, координации движений и гибкости рук;

4. Развитию зрительного восприятия, памяти, фантазии, воображения;

5. Формированию личностных качеств: внимания, усидчивости и терпения.

Познакомившись с данной технологией я стала использовать в своей работе. Сначала мы с ребятами познакомились с бусами, через интересные пальчиковые упражнения. "Шкатулочка", "Волшебная дорожка"

Шкатулочка открывается, бусы появляются.

Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!

А теперь опять сложитесь

И тихонько спать ложитесь.

Одна ладонь поднимается, как будто открывается крышка шкатулки.

, затем работали над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами и речевыми упражнениями :

«Улитка»

Вот из бус дорожка.

Край прижмём ладошкой.

Крутим мы ладонь - и нитка

Превращается в «улитку»! Игры-упражнения "Улитка", "Кочка", "Горка", "Тучка", "Птичка", "Цветок", "Снежинка".

третий этап был творческий, где мы выкладывали картинки, и начинаем работу с бусами. Самостоятельное составление детьми или группой детей картин, заполнение контуров.

Лежали как-то бусы в шкатулочке и грустили, решили они попрыгать, потанцевать. Выпрыгнули из шкатулочки и превратились в необычное существо. Надо подойти поближе и рассмотреть с разных сторон это существо, тогда мы сможем угадать, что хотели бусы нам показать!

Здесь мы привязываем лексическую тему, например, тема: «Зима».

Упражнение «Снегопад»- развиваем в умеренном темпе плавный, длительный вдох и выдох.

Сделать снежинки из бус. Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдуть "снежинки".

Тема «Транспорт»

развиваем в умеренном темпе плавный, длительный вдох и выдох.

Упражнение «Парусник»

Бусы снова мы возьмём,

В две дорожки соберём.

Пальчики нам помогайте,

Строить лодку начинайте.

Над лодкой пальчиком одним

Мы треугольник смастерим.

Парусник плывёт вперёд,

Радость детям он несёт.

упражнение парусник -надо подуть на него – «с-с-с»

Тема «Посуда»

Игра «Чаепитие»-развиваем речевое дыхание и голос. Выкладываем чашку из бус.

Описание игры: Дуем на горячий чай. Вытянуть губы «трубочкой» (вдох, подуть на горячий чай (выдох). Вытянуть губы узкой «воронкой» (выдох). Пыхтящий чайник: произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»

Тема : Насекомые»

Упражнение «Бабочка»

сделать плавный бесшумный вдох и сдуть бабочку.

Бабочки-красавицы на лугу порхают,

Им цветочки нравятся, нектар их собирают.

Рисуем из двух ниток бус бабочку и сдуваем ее.

Тема «Игрушки»

Упражнение «Надуй шарик» Выкладываем из бус воздушный шарик. –тренируем силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

С помощью данной технологии мы развиваем не только мелкую моторику, воображение, творчество, но и тренируем силу вдоха и выдоха, развиваем плавный, длительный вдох и выдох, физиологическое дыхание, речевое дыхание и силу голоса.

Еще в своей работе использую технологию QR-кодов. Инновационность данной технологии заключается в том, что она универсальная, т. е. может использоваться в совместной деятельности с детьми, во взаимодействии с родителями, в методической работе с коллегами.

QR-код, как инновационное средство обучения, способно повысить заинтересованность и мотивацию детей, разнообразить занятия, развить навыки работы со специализированным программным обеспечением, усилить самостоятельную познавательную деятельность, приучая детей использовать гаджеты не только для развлечения, но и для развития.

Данная технология применяется мною на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Дети используют QR-коды с удовольствием и без затруднений.

Приведу пример использования QR -технологии в играх по лексической теме «Насекомые»

Данные игры помогают:

развивать дыхание (силу выдоха, продолжительность, постепенность, целенаправленность);

— добиваться умения длительно произносить звук на одном выдохе или многократно произносить звук на одном выдохе, формировать умение на одном выдохе произносить 3—4 слога.

Отгадай загадку. Отсканируй QR-код и проверь себя и выполни упражнение.

Упражнение «Пчела жужжит»

В полосатом платьице

На лугу летает

Мохнатыми лапками

Пыльцу собирает

И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — и. п., на выдохе произносить: «Ж-ж-ж!». Повторить 3—4 раза.

Упражнение «Комар звенит»

Надо мною он кружит,

И пищит, пищит, пищит.

И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — и. п., на выдохе произносить: «З-з-з!». Повторить 3—4 раза.

Упражнение «Шмель летит»

Вот цветёт пахучий хмель

За нектаром прилетел,

Над цветком летал, гудел

Толстый и мохнатый

(Шмель)

И. п. : о. с. 1 — руки поднять в стороны (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Гу-жу! Гу-жу!». Повторить 3—4

Лексическая тема «Домашние птицы»

Упражнение «Петух».

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает,

Голосисто поет.

И. п. : о. с. 1 — мах руками (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку!». Повторить 3—4 раза.

Упражнение «Гусь шипят»

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

И. п. : о. с. 1 — прямые руки отодвинуть назад, шею вытянуть, вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза.

Упражнение «Индюк»

Я птица важная, ни с кем я не дружу,

От важности надутый я хожу,

Бываю белым я и чёрным, как земля,

На клюве у меня висит петля.

И. п. : о. с. 1 — вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Бл-бл-бл! Бл-бл-бл!». Повторить 3—4 раза.

Упражнение «Утки»

Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает,

Кря кричит, Всё это шутка,

Ну конечно это — …

И. п. : ноги на ширине плеч, руки отведены назад. 1 — перевалиться с ноги на ногу, вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!». Повторить 3—4 раза.

В результате использования современных технологий на логопедических занятиях повышаются: качество обучающего момента, мотивация детей, заинтересованность в проводимой работе.

Надеюсь, что мой опыт окажется полезным. Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Дидактические пособия для развития речевого дыхания у дошкольниковДидактические пособия для развития речевого дыхания у дошкольников Все знают, как важно развивать речевое дыхание детям с задержкой речевого развития, для освоения детьми правильного звукопроизношения. У.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНРМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Проведение педсовета «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС»Проведение педсовета «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС» С целью систематизации знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников в ДОУ прошел педсовет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные инновационные технологии в развитии речевого дыхания дошкольников
Опубликовано: 19 мая 2024 в 10:16
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные инновационные технологии в развитии речевого дыхания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Овчинникова (УИ 168451) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД