Юлия Ванчаева
Современные формы взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации ОО «Музыка»
▼ Скачать
Современные формы взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации образовательной области «Музыка»
(конспект выступления на городском семинаре)
Ванчаева Юлия Анатольена
высшей категории
МБУ НШДС № 51 г. о Тольятти
Публикация «Современные формы взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации ОО „Музыка“» размещена в разделах
Самарской области
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании ребенка.
Федеральные государственные требования ориентируют родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка дошкольника, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Задача дошкольного учреждения сегодня - выстроить эффективное взаимодействие с семьёй, а это будет возможно, если изменятся не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия : от «работы с родителями» до «сотрудничества». Организация взаимодействия педагогов и родителей должно отвечать потребностям сегодняшней жизни, способствовать объединению усилий детского сада и семьи в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствовать созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.
В дошкольном образовательном учреждении специфика реализации образовательной области «Музыка», в отличие от других образовательных областей, связана с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве специалистов – педагога (воспитателя группы, музыкального руководителя и родителей.
В процессе сотрудничества с родителями выяснилось, что наибольший отклик находят совместные мероприятия, в ходе которых наблюдается гармонизация детско-родительских отношений, а также расширение поля позитивного взаимодействия педагогов, детей и родителей. Результатом подобной работы являются тесное, творческое, плодотворное сотрудничество педагогов детского сада, детей и родителей, а также яркие, эмоциональные выступления взрослых и детей.
Я расскажу вам о современных формах взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации образовательной области «Музыка»
Основной целью моей работы стало: разработка современных форм сотрудничества педагогов и родителей, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий для развития личности ребенка-дошкольника, через вовлечение участников воспитательно-образовательного процесса в различные формы совместной деятельности».
Сотрудничество, сопричастность, духовное взаимопроникновение требуют от педагогов и родителей усилий, но зато они рождают в сердцах детей любовь, гордость, признательность, потребность общаться.
Итак, одно из мероприятий было проведено и приурочено к празднику «23 февраля» и называлось оно так «Повышение роли отца в семье»
И здесь очень важно было найти подход к папам детей, создать атмосферу доверия, изучить их запросы и ожидания. Цель данного мероприятия: вовлечь отцов в педагогическую деятельность, заинтересовать в необходимости развития своего ребёнка, повысить роль отца в семейном воспитании. На праздник пришло очень много пап,дедушек. А мамам мы предложили не приходить,для того,чтобы дети прочувствовали значимость отца.
Папы соревновались в быстроте и ловкости, дети с удовольствием болели за них. Мальчики тоже пробовали свои силы в роли папы. Дети рисовали рисунки и газеты,изготавливали открытки своими руками.
Такие мероприятия помогают отцам лучше понять своих детей, их образ мышления, научиться разбираться в мотивах и значениях их поступков, умению выразить собственные чувства в доступной для понимания ребенка форме, любить и уважать ребенка как личность, развивать его творческие способности и как можно больше времени проводить с семьей.
Следующее о чем хотелось рассказать. Мы совместно с воспитателями выяснили, в каких условиях живут дети, в какой атмосфере воспитываются. Анкетирование родителей по теме: «Здоровье ребенка в семье» показало, что из 15 опрошенных семей, 9 – занимаются спортом, 2 - проводят закаливающие процедуры,7 придерживаются правильного питания. Далеко не каждая семья имеет дома спортивное оборудование. Редкие семьи посещают каток и плавательный бассейн города вместе с детьми.
Зато часто посещают Макдоналдс - сеть ресторанов фаст-фуд.
С целью приобщения родителей и детей к здоровому образу жизни мы показали родителям сказку «Муха – Цокотуха на новый лад или здоровая еда не приносит вреда», поиграли с родителями в игры, направленные на воспитание привычки правильно питаться.
Таким образом, родители, участвуя в образовательном процессе по обучению детей здоровому образу жизни, сами приобретают необходимые знания, сами являются участниками, начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.
Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники в детском саду.
Другая форма сотрудничества музыкального руководителя и родителей это проведение совместных развлечений, где принимают участие и родители и дети. При этом активность детей увеличивается, так как с ними играют, поют и танцуют родители. Родители помогают музыкальному руководителю в подготовке к развлечению, готовят медали, призы, совместно придумывают конкурсы.
Одно из таких мероприятий было посвящено проблеме здорового питания.
Совместно с воспитателями мы выявили, что дети неохотно едят кашу на завтрак, и решили с помощью родителей сформировать представление детей о важности и пользе каш в ежедневном меню.
В ходе предварительной работы мы попросили родителей сварить дома кашу и красиво оформить отчет в виде газет, плакатов, коллажей. Родители с удовольствием откликнулись, а как были рады дети, рассказывая из чего варили кашу, как потом всей семьей её весело ели.
Мероприятие называлось «Варись, кашка". Родители принимали активное участие : пели частушки, играли в разные игры, на музыкальных инструментах, отгадывали загадки, танцевали, пели. В конце праздника все с удовольствием отведали вкусной каши, а дети даже сказали так: «Мама, а каша то настоящая вот какая!"
Совместная подготовка и про ведение кукольных театров и драматизаций также играет большую роль во взаимодействии музыкального руководителя и родителей. Родители совместно с педагогами изготавливают декорации и костюмы, помогают, выучить слова постановки. Итогом является получение наибольшей гордости и радости за своих детей при просмотре различных мероприятий.
Консультаций для родителей огромное множество. Но не все родители читают её в информационном уголке. В своей работе с родителями я стала использовать разные буклеты по музыкальному воспитанию.
Все эти современные формы взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации образовательной области «Музыка» помогают улучшить качество музыкального воспитания детей в детском саду, и приводит к тесному взаимодействию музыкального руководителя и семьи.
Список используемой литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»Опубликовано 5 марта 2010 г. Вступает в силу: 16 марта 2010 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г. Регистрационный N 16299
2. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду : учебное пособие для студентов педагогических институтов / Н. А. Ветлугина, А. В. Кинеман. - М. : Просвещение, 1983.- 255с.
3. Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья: Методика работы с родителями / Е. С. Евдокимова, Н. В. ДоДокина, Е. А. Кудрявцева. - М. : МозаикаСинтез, 2007. -144с.