Вера Слепушкина
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Публикация «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в логопедической работе» размещена в разделах
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности, которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта:
- когнитивного;
- эмоционального;
- сенсорного;
- коммуникативного;
- рефлексивного и др.
Компетентность включает в себя не только когнитивный компонент, но и эмоциональный, и поведенческий, то есть умение применять полученные знания на практике, сформированность педагогической рефлексии. Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволит взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Когда выбор реагирования на поведение дошкольника осознан родителями, он становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения.
И, конечно же, содержанием взаимодействия являются все вопросы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Таким образом, в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность.
Формы взаимодействия ДОУ с родителями
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашем детском саду мы используем разнообразные современные формы работы с родителями. Что же к ним можно отнести:
Информационно-аналитические
• анкетирование;
• опрос;
Наглядно-информационные
• информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»;
Познавательные
• нетрадиционные родительские собрания;
• консультации;
• экскурсии.
Досуговые
• праздники;
• совместные досуги;
• акции;
• участие родителей в конкурсах, выставках.
Очень интересно о жизни групп родителям расскажет информационный стенд «ОКНО – очень короткие новости». В «ОКНЕ» отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Знайте правила движения, как таблицу умножения», «Еще раз о правах ребенка» и т. п.
Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, и т. д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.
Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года. Также ежегодно совместно с детьми родители принимают активное участие в спортивных праздниках «Веселые старты», «День защитника отечества». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.
положительного отношения к природе.
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями.
Многие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя-логопеда ДОУ с родителями. В современной дошкольной логопедии определены различные формы, методы и задачи работы с семьями дошкольников, имеющих речевые нарушения.
Позитивное взаимодействие с семьями воспитанников осуществляю через традиционные формы работы с родителями :
• родительские собрания;
• посещение логопедических занятий;
• Дни открытых дверей;
• совместные практикумы;
• индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации;
• информационные стенды в группе и в кабинете логопеда;
• индивидуальные буклеты для родителей;
• анкетирование.
Нашу повседневную жизнь невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Современные средства ИКТ помогают логопеду разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество консультаций для родителей.
Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ:
• общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте;
• использование сайта детского сада;
• «Логопедический досуг»;
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями :
• обеспечение диалога учителя-логопеда и родителей;
• индивидуальный подход к родителям детей с нарушениями речевого развития;
• возможность показа презентаций, фотоматериалов, логопедических заданий и другой необходимой информации родителям.
С целью сотрудничества и включения родителей в образовательный процесс разработан проект «ИКТ в работе с родителями».
Цель: оптимизация взаимодействия учителя-логопеда с семьей через использование ИКТ.
Для реализации проекта разработаны циклы тематических консультативных материалов: «Профилактика речевых нарушений», «Речь на ладошке», «Развиваем речь детей дома», «Лепим, рисуем, играем речь улучшаем». В рамках досугово - речевой деятельности проведены: «Путешествие в страну красивой речи», «Дыхание и здоровье», и т. д.
Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является демонстрация удачных результатов деятельности родителей, чьи дети детей посещали логопункт в предыдущие годы. Таким образом, родители начинают понимать, что перед дошкольным учреждением и семьей стоят единые задачи развития детей, отличающиеся лишь путем их реализации. Логопедом и воспитателями проводятся индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность: различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование правильного звукопроизношения. Родители в индивидуальных беседах консультируются у логопеда и воспитателей по поводу интересующих их проблем, знакомятся с различными дидактическими речевыми играми, могут взять домой на время игровые материалы для индивидуальной работы со своим малышом. Родители приходят на просмотр моих занятий и занятий воспитателей, когда у них есть желание и по мере необходимости, предварительно согласовав это с педагогами. Заключение.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.