Наталия Антипова
Современные дети и компьютер
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети и компьютер.
Польза или вред.
В современном мире невозможно стало обходиться без информационных технологий. Дети начинают рано знакомиться с современными высокотехническими новшествами: компьютером, различными компьютерными играми, Интернетом, интерактивными игрушками.
Публикация «Современные дети и компьютер» размещена в разделах
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, в процессе которой происходит его всестороннее развитие. В. Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В последнее время наряду с традиционными детскими играми, различающимися возрастной категорией, появились компьютерные игры.
Современные дети все больше отдают предпочтение виртуальным играм, роль которых и влияние на ребенка велика. Компьютерные игры могут служить прекрасным толчком к развитию умственных и мелко-моторных способностей, но большинство из них отрицательно влияют на психику и развитие ребенка. Родителям необходимо с особой осторожностью подходить к вопросу о том, стоит ли ребенку играть в компьютерные игры, что, по их мнению, принесет компьютер, вред или пользу? Логические игры, стратегии, головоломки, где каждое действие требует решения конкретной задачи и только правильный ответ поможет достичь цели и одержать победу, смогут благотворно повлиять на умственные способности ребенка, активизируя восприятие, память, внимание, мышление, учат планировать свои действия.
Одновременно с этим, компьютерные игры, содержащие откровенные сцены, кровь, убийства, стрельбу, способны нанести вред детям, у которых только происходит процесс становления личности, а психика сильно подвержена воздействию. Нельзя допускать ребенка к таким играм!
Есть еще один важный фактор, который выделяет компьютерные игры среди других способов развлечения и интеллектуального отдыха, таких, как просмотр кинофильмов, чтение книг. Фактор этот заключается в том, что в компьютерных играх очень развит «эффект присутствия». Человек вживается в роль персонажа игры, как бы уходит в виртуальную реальность. Игрок полностью контролирует своего персонажа, управляет им. Эффект присутствия дополнительно усиливает реалистичная графика современных игр. С развитием технологий игры становятся настолько реалистичными, что невозможно не признать влияние их на детскую психику. Картинка на экране выглядит настолько правдоподобно, что кажется, что все события происходят не с героем игры, а с человеком. В этом есть опасность. Игра затягивает, ребенок начинает все больше времени проводить перед монитором. Постепенно реальная жизнь как бы подменяется и вытесняется виртуальной реальностью. Экранные образы привлекают внимание ребенка и создают психологическую зависимость за счет искусственной стимуляции, перевозбуждения нервной системы. Это приводит к дисгармонии мозговых ритмов, гипервозбудимости детей.
Для того, чтобы ответить на вопрос о пользе или вреда компьютерных игр, прежде всего родителям необходимо ответить на следующие вопросы: «В какие именно игры играет ребенок?», «Сколько времени в день проводит за компьютером?», «Есть ли у него какие-либо другие увлечения помимо компьютерных игр?», «Общается ли он со сверстниками?». Нет ничего плохого в том, что ребенок научится владеть компьютером, но не следует забывать, что мера должна быть во всем. Сократите время, которое ребенок проводит за компьютером. Будьте внимательны к собственному ребенку. Иногда компьютер играет роль «убежища». Ребенок, обделенный вниманием, пониманием, изолированный в семье, предоставленный самому себе, испытывающий проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, ощущает себя заброшенными, ненужными, и поэтому стремится спрятаться в виртуальном мире. Ограничение в доступе к компьютерным играм не решит само по себе сложных психологических проблем такого ребенка. Больше общайтесь со своим ребенком. Займитесь вместе спортом, читайте, обсуждайте прочитанное, играйте вместе в развивающие и подвижные игры. Помните, компьютер не должен подменять полноценное и содержательное общение.