Светлана Тюлякова
Современной маме. Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
▼ Скачать + Заказать документы
Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
1. Различает ли ваш ребенок понятия «слева» и «справа»?
Ребенок должен уметь правильно выполнять задания: покажи свое правое ухо, левую ногу, закрой левой рукой свой правый глаз и т. д. ; расскажи что ты видишь справа от себя, что слева.
Если ребенок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие несформированных понятий «слева» и «справа».
Публикация «Современной маме, Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?» размещена в разделах
2. Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:
а) Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6см, ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует (или это делает взрослый, а ребенок опять же раскрашивает) предметы, в названиях которых первая буква для него первая буква для него трудная.
б) Лепка ребенком буквы из пластилина.
в) Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым.
г) «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приемом постоянно, то в случае возникновения затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе – и ребенок мгновенно вспомнит ее)
д) Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок. Это запоминается им лучше, чем какие-либо сравнения взрослых да еще в стихотворной форме!
Например, буква А маленькая - эта буква с животиком и хвостиком и т. п.
е) Обводка ребенком букв написанных взрослым.
ж) Письмо буквы по контуру, нарисованному взрослым.
з) Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.
Задания «Напиши» будут даваться ребенку не для того, чтобы он учился красиво писать! Цель таких заданий – научить писать под диктовку, предупреждение письменных ошибок.
И если самостоятельно написанное ребенком слово или слог выглядит несколько кривым, но последовательность букв правильная – цель упражнения достигнута. Это успех ребенка.
И последнее. Приступив к занятиям, не забывайте, пожалуйста, о том, что для ваших детей вы – самые близкие и дорогие люди. Взаимоотношения с ребенком следует строить таким образом, чтобы он видел в вас не требовательного наставника, а друга, всегда готового прийти на помощь в трудную минуту.
Не давайте, пожалуйста, ребенку низких оценок не увлекайтесь критикой его недостатков. Значительно эффективнее действует похвала! Не страшно, если она будет несколько завышена: получая её в качестве аванса, ребёнок всеми силами будет стараться ей соответствовать. Нелишне напомнить в связи с этим, что самый простой способ изменить человека – это искренне восхищаться его достоинствами.
Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях
1. В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук «м» в словах.
На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т. е. так как звучит ЗВУК.
Возьмем, к примеру звук «М». Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть так же: М! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – «э» и «м». Данное обстоятельство только дезориентирует детей.
И еще, уважаемые родители: не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, работая дома.
2. Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т. е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.
Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. (Одновременно ребенок переводит указку с буквы на букву). Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочел слитно буквы слога!
Сначала детей учат читать обратные слоги (АМ, АБ и. т. д.) затем прямые (МА,ПА, Да. и. тд.)
___
Источник Глинка Г. А. Буду читать, писать, говорить правильно. -СПб: Питер Пресс, 1996г