Ирина Федореева
Современная практика «Путешествие по карте» Н. А. Коротковой как ресурс повышения качества дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.
Публикация «Современная практика „Путешествие по карте“ Н, А, Коротковой как ресурс повышения качества дошкольного образования» размещена в разделах
Традиционные формы (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание картин и др.) не позволяют ребенку в достаточной степени овладеть речевыми навыками. Становится очевидным, что необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников.
Самое щадящее, комфортное, педагогически оправданное обучение дошкольников – это обучение в игре. Это касается и речевой деятельности. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет.
На наш взгляд, образовательная практика «Путешествие по карте» Н. А. Коротковой одна из наиболее интересных и доступных форм представления детям целостной картины мира и соответственно речевого развития.
Цель: создать условия для речевого развития старших дошкольников посредством образовательной практики «Путешествие по карте» Н. А. Коротковой.
Задачи:
1. Обучающая: формировать у детей географические представления о малой родине, через знакомство с картой. (обозначение лесов, рек, достопримечательностей и т. д.) Познакомить детей с условиями жизни в Прибайкалье и разными видами ландшафта.
2. Развивающая: развивать представления о населяющих народах и разных национальностей; особенностях их жизнедеятельности, мышление и речь (словесный анализ, речь – рассуждение, речь – доказательство, речь – аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений; обогащать и активизировать словарь по теме путешествия.
3. Воспитательная: воспитывать в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком, готовность помогать тому, кому трудно; формировать дружеские взаимоотношения.
Путешествие по карте не преследует цели снабдить детей детальными географическими сведениями. Главное здесь – создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Иркутской области через яркие «метки» - символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия).
Для реализации данных задач, на первом подготовительном этапе, в качестве постоянного материала физическая карта г. Усолье – Сибирское и Иркутской области, которые служат своего рода метафорой целостного «пространства мира», его наглядно-графическими заместителями. Они не экзотичны для современного старшего дошкольника. Они естественным образом входят в его жизнь через средства массовой коммуникации, познавательную литературу, которая есть и дома, и в детском саду. Поэтому мы вместе с детьми нарисовали карту г. Усолье – Сибирское, подобрали иллюстрационный материал для путешествий по карте многоразового использования:
карточки с изображением природных и культурных ландшафтов города и области, жизненной среды, и типичных занятий населения (размером примерно в стандартный лист бумаги, формат А4);
карточки с изображением типичных представителей фауны. (размером примерно в половину стандартного листа бумаги). Также нужны мелкие одноразовые карточки-«метки» для наклеивания на карту по маршрутам путешествий (размером примерно 2x2 см или 2x3 см).
Для того, чтобы систематизировать работу, мы составили перспективный план в соответствии с комплексно-тематическим планированием
Реализацию основного этапа начали с рассматривания с детьми физической карты города Усолье –Сибирское, обсуждение, что такое карта, что означает каждый цвет на карте. Сравним: водные пространства и сушу, виды рельефа (равнины и горы). Проясним вопросы: есть ли дороги? Вспомним о компасе.
Обсуждения с воспитателем, достопримечательностей нашего города, профессии людей, зеленые зоны. Из множества небольших иллюстраций-вырезок педагог и дети выбирали подходящие и наклеивали на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные «метки». В следующих «путешествиях» мы использовали быт людей, транспорт, народности, используя красочные книги познавательного характера, обращаясь для введения в тему к подходящим художественным текстам. Остановки на карте от занятия к занятию обживались - заполняясь соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ воспитателя и обсуждение подкреплялись не только иллюстрациями, но и реальными вещами, которые можно исследовать, пробовать в действии. Например, знакомя детей с картой города в подготовительной группе, «оживает» — заполняется линиями пройденных маршрутов, маленькими вырезками «метками» (животные, растения, люди, занятые типичным трудом). Эта карта, фиксирующая приобретенные представления, как и классификационные таблицы, остается в группе, чтобы дети могли продолжить обсуждение путешествия в свободном общении.
Занятие Изготовление детьми книги - панораме «Улица нашего города». Для введения в тему рассмотрели с детьми карту нашего микрорайона. Начиная воображаемое путешествие, выбирали пункт отправления (д. сад) и пункт назначения (пешеходный переход на улице Космонавтов). Наметили путь, добраться можно пешком, предположения о том, что может встретиться в пути. Рассмотрели какого цвета обозначены дома, озеленяемые участки улицы, дорога. В конечном пункте была организована мастерская и дети создали книгу – панораму. Дети классифицировали транспорт, двигающий по проезжей части. Занятие способствовало развитию у дошкольников речи-доказательства, речи-аргументации.
«Путешествие к соленному родничку». Для введения в тему вспомнили сказку «О соленом родничке». Вместе с детьми наметили маршрут, от детского сада до соленного источника, определив вид транспорта. Решили добираться до конечного пункта, разными видами транспорта: одна группа на трамвае, а другая на автобусе. В ходе занятия, заготовленные воспитателем на листах ватмана большие маршрутные листы, «оживают» - заполняются линиями пройденного маршрута, а карта, изготовленная вместе с детьми маленькими вырезками-«метками» (транспорт, животные, люди, занятые типичным трудом). Эта карта, фиксирующая приобретенные представления, как и классификационные таблицы, остается в группе, чтобы дети могли продолжить обсуждение путешествия в свободном общении. На протяжении занятия дети закрепили и получили новые представления о родном городе, речь обогатилась новыми терминами.
Работая с ребятами по практике «Путешествие по карте», помогло лучше узнать свой родной город. Из предложенных фотографий детям нужно было выбрать те, на которых запечатлены различные места Усолья. С заданием дети успешно справились, определили цель исследования – проложить путь от детского сада до курорта «Усолье», памятных мест города и т. д. Дети рассматривали карту, сравнивали и активно обсуждали фотографии Усолья, пробовали рассол на вкус. В игре «Убери лишнее» дети должны были выбрать только тот вид транспорта, который есть в нашем городе. На следующем этапе, при помощи фишек, ребята разделились на три подгруппы – они должны были рассортировать мелкие иллюстрации и закрепить их карте - каждая на своей «остановке». Когда общая таблица была собрана, каждая подгруппа объясняла, почему были выбраны те или иные фишки. В итоге были составлены небольшие рассказы Усолье. В процессе исследовательской деятельности предусматривалось решение речевых задач: подбор определений к различным словам, упражнения в подборе слов, велась работа над развитием диалогической и монологической речи. Детей учили правильно строить свои высказывания в соответствии с услышанным и увиденным.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения, поэтому родители были привлечены ко всем этапам нашей работы. На подготовительном этапе работа началась с круглого стола, в ходе которого обсудили проблему познавательного и речевого развития детей, познакомили родителей с целями и задачами практики «Путешествие по карте» Н. А. Коротковой, консультация
«Образовательная практика Коротковой «Путешествие по карте» как средство формирования естественнонаучных представлений об окружающем мире и развития речи детей», провели анкетирование «Мое любимое Прибайкалье»
В ходе основного этапа в зависимости от темы путешествия организовывали совместно с родителями выставку коллажей «Мое Усолье», викторину «Мой край родной», консультацию «Познакомьте ребенка с родным городом», изготовили ширму- раскладушку «Чем славится родной город» (рассказ о местной промышленности, уточнение в каких районах города она расположена, макет «Природа родного края» (зима, весна, лето, осень)
Организован полезный отдых вместе с детьми «Семейный маршрут к
соленному источнику», виртуальная экскурсия на курорт «Усолье» и экскурсии к памятникам города, родительский клуб с мастер – классом «Центральная улица города»
Рекомендовали родителям совместно с детьми просмотр презентаций о городе, чтение сказок, рассказов, стихов. С помощью родителей подбирали иллюстрации, которые с удовольствием рассматривали в группе со всеми детьми. Как и в любых начинаниях, в любой работе встречаются трудности, проблемы. Итогом работы с родителями стало создание накопительной папки «Путешествие по карте» с иллюстрациями, фотографиями, рисунками.
Работа по практике «Путешествие по карте» не завершена, реализация перспективного плана продолжается. На заключительном этапе, подведем окончательные
итоги, но уже сейчас можем констатировать, что практика, предложенная Надеждой Александровной Коротковой, дает положительные результаты в познавательном и речевом развитии детей, а образное представление о времени способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников.
Список литературы:
1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, М: Линка-Пресс, 2007
2. «Рукотворный мир» Дыбина О. В. Творческий центр Сфера.