Папки-передвижки

Современная методика преподавания музыки в ДОУ

Наталья Чернышева
Современная методика преподавания музыки в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Современная методика преподавания музыки и актуальные

педагогические технологии

в условиях реализации ФГОС.

Игровые технологии.

Игровая деятельность в обучении и воспитании.

Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В практике игровая деятельность выполняет такие функции:

Публикация «Современная методика преподавания музыки в ДОУ» размещена в разделах

— развлекательную (это основная функция игры — развлечь, пробудить интерес); — коммуникативную: освоение общения;

— самореализации в игре ;

терапевтическая игра: преодоление различных трудностей;

диагностическая игра: выявление отклонений от норм поведения, самопознание в процессе игры;

коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову) :

— свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

— творческий, в значительной мере импровизационный;

— эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т. п. («эмоциональное напряжение»);

— наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

В структуру игры как деятельности органично входит - цель, планирование, реализация цели, а также анализ результатов.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательного характера, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - творческими возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям как - дидактическая цель ;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания воспитателем функций и классификации педагогических игр.

Виды педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

в) продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические и др.

Три большие группы составляют:

1 игры с готовыми «жёсткими» правилами;

2 игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;

3 игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.

Важнейшие из других методических типов : предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

По содержанию игры с готовыми правилами различают:

спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические, строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные, лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения, шуточные (забавы, развлечения, ритуально-обрядовые и т. д.

По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические и т. п.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения.

По форме (форма есть способ существования и выражения содержания) можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники;

игровой фольклор; театральные игровые действия;

упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты;

эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества;

конкурсы, эстафеты, старты; игровые обычаи, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады и т. д.

Спектр целевых ориентаций игровых технологий.

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность;

формирование определённых умений и навыков, необходимых

в практической деятельности;

развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли;

формирование определённых подходов, позиций,

нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;

воспитание сотрудничества, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать,

сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии,

творческих способностей, умения находить оптимальные решения;

развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества;

адаптация к условиям среды; стрессовый контроль,

саморегуляция;

обучение общению; психотерапия.

Концептуальные основы игровых технологий. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Игра — форма психогенного поведения, т. е. внутренне присущего личности (Д. Н. Узнадзе).

Игра — пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок (Л. С. Выготский).

Игра — свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А. Н. Леонтьев).

Игра — школа жизни и практика развития детей (С. Л. Рубинштейн).

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми. В возрастной периодизации детей (Д. Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ средствами музыки МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27 Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочных занятиях как условие повышения качества преподавания «Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО» В последние годы одной из актуальных тем развития.

Методика организации физкультурно-оздоровительного досуга в ДОУ Физкультурно – оздоровительные досуги планируются один раз в месяц, начиная со 2-ой младшей группы. Досуг проводится во вторую половину.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Методика организации и проведения физкультурных праздников в ДОУ Физкультурные праздники проводятся два раза в год, как правило, зимой и летом. Проводить их следует на свежем воздухе, что приобщает этот.

Методика проведения индивидуальной работы с детьми в ДОУ Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности.

Методика создания и примерные сюжетные комплексы общеразвивающих упражнений для занятий физической культурой в ДОУ Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук, способствует выпрямлению позвоночника, укрепляет грудную клетку.

Особенности музыкального преподавания в детском саду Привитие дошколятам исполнительских навыков происходит в процессе музыкального воспитания и развития, основанного на изучении народной музыки,.

Презентация «Методика проведения занятий по физической культуре в ДОУ» Методика проведения физкультурных занятий в ДОУ Сл 2 Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях.

Современная здоровьесберегающая образовательная среда в ДОУ СОВРЕМЕННАЯ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ДОУ Древние римляне говорили: «Здоровье -наивысшее благо».Здоровье для каждого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современная методика преподавания музыки в ДОУ
Опубликовано: 16 сентября 2018 в 20:33
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современная методика преподавания музыки в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Чернышева (УИ 1103165) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД