Елена Лошадкина
Консультация для родителей «Семейное чтение»
▼ Скачать + Заказать документы
Семейное чтение помогает установить крепкую эмоциональную связь между ребенком и родителями на всю жизнь, способствует развитию мозга и формирует благоприятную атмосферу в семье.
Оптимальное время для семейного чтения
Читать вместе с ребенком можно и днем, и вечером, и даже не обязательно делать это дома — все зависит от графика и возможностей родителей. Но, как правило, самое подходящее время для чтения с ребенком — вечер. К этому моменту даже самые непоседливые дети уже не так активны, поэтому легче всего настроить ребенка на чтение книги перед сном.
Публикация «Консультация для родителей „Семейное чтение“» размещена в разделах
Если это занятие превратится в семейный ритуал, то ребенок уже сам будет с нетерпением ждать того часа, когда сможет окунуться в мир сказок, стихов, историй и приключений с мамой или папой. И расстроится, если по какой-либо причине семейное чтение сорвется. К тому же вечером даже самым занятым родителям проще выделить время, чтобы провести его вместе с малышом.
Совместное чтение может стать хорошей семейной традицией только в том случае, если этого захотят взрослые — родители, бабушки или дедушки. Для этого старайтесь выбирать книги, которые в том числе интересны вам самим.
Тогда выше шансы, что они принесут удовольствие и ребенку. А еще благодаря семейному чтению взрослые и сами ненадолго возвращаются в собственное детство.
Ребенок, в свою очередь, проводя время с родителям перед сном за хорошей книгой, чувствует себя защищенным и счастливым. К тому же в семьях, где практикуют семейное чтение, разногласия между членами семьи гораздо реже перерастают в серьезные конфликты.
Семейное чтение не заменить аудиокнигами
Что же волшебного в семейном чтении? Все просто: в процессе чтения книг родители учат ребенка вступать в правильные взаимоотношения с миром, слушать и слышать других. А значит, когда он вырастет, ему будет легче справляться с трудностями и находить выход из сложных ситуаций.
В течение дня ребенок получает много информации из самых разных источников. Однако именно в процессе вечернего семейного чтения он целенаправленно слушает, вникает в то, что ему читают. У него возникают вопросы, рождаются сомнения, он начинает размышлять и выдвигать собственные идеи. Когда с ним обсуждают прочитанное, он учится выстраивать диалог и рассматривать разные точки зрения.
Многие родители стараются «убить двух зайцев» и заменить чтение аудиокнигами. Да, ребенок слышит хороший постановочный текст с голосами актеров и музыкальным сопровождением. Но этот текст для него обезличен, поэтому назвать это семейным чтением никак нельзя.
Ребенок не видит носителей этих голосов, он не может вступить с ними в контакт, чтобы обсудить услышанное. В то время как семейное чтение — это и тактильные ощущения, и возможность сразу же получить обратную связь от значимого взрослого.
Нередко современные родители негативно относятся к русским народным сказкам — мол, они чересчур страшные. Конечно, если оставить ребенка наедине с аудиосказкой про Бабу Ягу, у него действительно запросто побегут мурашки по коже.
Однако когда эти сказки бытовали, их рассказывали именно в кругу семьи, и дети учились справляться со страхом и другими негативными чувствами в безопасном окружении. А значит, когда отрицательные эмоции и стресс возникали в реальной жизни, детям легче было с ними справляться.
До какого возраста стоит читать детям книги
В идеале регулярно читать ребенку книги лучше до 12 лет. Дальше у детей, как правило, меняется график, их нужно начинать готовить к самостоятельной жизни. После этого возраста семейное чтение может остаться хорошей семейной традицией, но именно до средней школы читать с ребенком особенно важно.
Увы, довольно часто родители прекращают читать вместе, как только ребенок научится читать сам. Они считают, что выполнили свою задачу, и после 7–8 лет видят свою роль лишь в том, чтобы покупать интересные книги и следить, чтобы ребенок их читал.
Родители старших дошкольников часто совершают большую и грустную ошибку: начинают заставлять ребенка читать. И тогда семейное чтение довольно быстро сменяется уроками чтения. Ведь скоро в школу, и взрослые чувствуют повышенную ответственность за навыки ребенка (или их отсутствие).
Однако одно дело — вырабатывать вместе с ребенком навык соединения слогов в слова, а предложений — в тексты. И совсем другое — совместное чтение. Это разные задачи. Например, учить чему бы то ни было детей эффективнее в первой половине дня. А вечер пусть станет временем, которое можно провести с удовольствием.
Когда же родители начинают смешивать эти две функции, то могут вызвать у ребенка отторжение к книгам. Тем более что обучение чтению всем дается по-разному, и довольно часто этот процесс сопряжен со сложностями.
Как и что читать с детьми разного возраста
Младенческий возраст: от рождения до года
Ребенку поют колыбельные песни, а когда он бодрствует — играют с ним, произнося различные потешки и пестушки. Такая поэзия для самых маленьких гармонизирует мир в звуках, рифмах и ритмах. Эта устно-поэтическая традиция очень сильна, ведь песенки и стишки для самых маленьких передаются из поколения в поколение в более или менее устойчивой форме.
Помимо фольклора есть авторская, так называемая материнская поэзия. Авторы колыбельных, умывальных, пробуждальных, лопотушек, топотушек и прочих стишков тоже сохраняют в своем творчестве элементы фольклора.
С самой книгой дети этого возраста играют, пробуют ее на вкус и испытывают на прочность — можно назвать это частью естественного процесса знакомства с литературой. Таким образом ребенок привыкает к книге, привязывается к ней как к источнику радости. Это первый и очень важный шаг для приучения его к чтению.
Что почитать. Маша Рупасова — стихи; Книжный дом Анастасии Орловой — серия «Читатель родился»; Марина Бородицкая — «Мама, вот и я!»; Михаил Леснов — «Распрекрасно»; Нина Пикулева «Комарики»; Кристина Стрельникова — «Ежик».
Раннее детство: 1–3 года
В этом возрасте книга становится еще более привлекательной. Возрастает интерес ребенка к ритмичному тексту — стихам и песенкам. Между тем, моделировать мир под взгляд маленького ребенка — задача не из простых, ведь маленькие дети мыслят образами.
Корней Чуковский в своем творческом завещании детским писателям советует: книги, ориентированные на детей раннего возраста, не должны быть перегружены эпитетами. Он исходил из того, что малыши еще только знакомятся с предметами окружающего мира и не очень хорошо представляют себе их свойства.
Понимание прилагательных и эпитетов основано на опыте наблюдения и сравнения, которого еще нет у детей младшего возраста. «Стихи для детей должны быть такими, — писал детский классик, — чтобы под них можно было петь, плясать, выкрикивать, танцевать, шалить!»
В этом возрасте дети также с удовольствием слушают небольшие по объему сказки и рассказы, а еще без ума от так называемых виммельбухов — книг с минимумом текста и красочными иллюстрациями с большой детализацией. Малышам нравится придумывать текст самим, следуя за логикой, изложенной в иллюстрациях.
С точки зрения семейного чтения встреча ребенка и взрослого за виммельбухом бывает очень ценной и полезной. Ведь оба — и родитель, и ребенок — в этот момент воображают, выдумывают что-то новое. Это совместное творчество укрепляет эмоциональную связь между малышом и родителями.
Что почитать. Во многих издательствах есть целые серии для чтения перед сном, ориентированные на ранний возраст. Например, сборник произведений современных авторов «Сонные сказки». Также на хороший сон ребенка настроит «Сонная книга» Анастасии Орловой или «Люблю тебя всегда и навсегда» Джонатана Эммета.
Дошкольный возраст: 3–7 лет
В этом возрасте детям нравятся книги с яркими, запоминающимися персонажами, полные приключений, путешествий и открытий. У дошкольников быстро растет словарный запас, и совместное чтение играет в этом процессе важную роль. Одну и ту же любимую историю они готовы слушать по многу раз. И каждый раз ребенок по-разному проигрывает сюжет в своем воображении, идентифицирует себя с разными героями.
В книгах для детей этого возраста текста становится больше, он начинает приобретать для ребенка смысл, не зависящий от иллюстраций. Конечно, рисунки продолжают играть важную роль, но уже не так обязательны. Текст становится важен сам по себе.
Что почитать. Любимыми книгами для детей этого возраста могут стать литературные сказки. Например, «Приключения сдобной Лизы» Виктора Лунина, «Тайная жизнь овощей» Алены Водопьяновой, «Шоколадный дедушка» Наринэ Абгарян и Валентина Постникова, «Подковкина» Елены Ярышевской и другие.
Важно продолжать читать художественные книги
Дошкольники проявляют все больший интерес к обучению. Родители, радуясь этому, начинают покупать книги, развивающие память, мышление, внимание, познавательную детскую нон-фикшн литературу. Дошкольникам также нравятся книги с наклейками, заданиями, интерактивным наполнением. В этом направлении тоже издается много интересной литературы.
Поскольку для ребенка открывается множество новых возможностей, родители постепенно начинают «обделять» его стихами. Это может быть в том числе связано с тем, что когда-то они сами охладели к поэзии — например, из-за зубрежки в школе.
Однако нейропсихологи предупреждают: когда ребенок слышит, читает или декламирует стихотворную речь, в его мозгу интенсивно образуются новые нервные связи. Особенно в областях, которые отвечают за речь, память, креативность и произвольное внимание. Поэтому, «убирая» стихи и делая ставку лишь на познавательную прозу (которая, конечно, тоже нужна, родители лишают своих детей дополнительных возможностей для развития.