Гуля Яралиева
Совместная работа воспитателя и родителя по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации
Публикация «Совместная работа воспитателя и родителя по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень
любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной
основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются
в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, селом, областью, а затем и со страной, ее столицей и символами. Надо показать ребенку, что родное село славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом –это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период формирования любви к малой родине.
Цели и Задачи:
Цель: Развитие у дошкольников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Задачи:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, селу, области);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- сформировать познавательный интерес к миру и на основе сравнения, расширить представления о своей Родине;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на организованной образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту и т. д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Планируемые результаты освоения:
Ребенок 4-5 лет
• Откликается на красоту природы, родного села.
• Проявляет интерес к другим людям, их действиям, профессиям.
• Различает людей по полу, возрасту, профессии как в реальной жизни, так и на картинках.
• Знает свои имя, фамилию, возраст, пол, любимые занятия и увлечения.
• Проявляет интерес к городским объектам, транспорту.
• По своей инициативе выполняет рисунки о селе, области, рассказывает стихи.
Ребенок 5–6 лет:
• Знает свой домашний адрес, название села, района, области.
• Имеет представление о символике города, района, области.
• Знает название близлежащих улиц.
• Имеет представление о жизни и быте народа, живущего в родном селе.
• Узнает на фотографиях достопримечательности села, уметь рассказывать о них.
• Знает профессии своих родителей.
• Знает правила поведения в природе.
• Умеет рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости
окружающей среды для здорового образа жизни людей.
• Различает некоторые рода войск.
Ребенок 6–7 лет
• Имеет краткие сведения об истории села, района, области.
• Знает дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона;
имена и отчества родителей; адрес детского сада.
• Знает герб, флаг Российской Федерации.
• Имеет представление о Президенте, Правительстве России; о воинах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
• Знает стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
• Знает правила безопасности поведения в природе и на улицах.
• Имеет элементарные представления об охране природы.
• Понимает сопричастность к социальной и окружающей среде, осознает себя
полноправным членом общества.
• Имеет представление о родном крае; о людях разных национальностей, их
обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас,
живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации необходимо:
- Уголки патриотического воспитания в группах;
- Наглядный и демонстрационный материал: презентации, иллюстрации,
фотографии, картины, слайды по проблеме;
- Библиотечка книг с патриотическим содержанием;
Методическое:
- теоретическая и методическая литература,
- периодическая печать,
- материалы по передовому педагогическому опыту.
Материалы по патриотическому воспитанию:
1 Репродукции картин
2 Методическая литература
3 Наглядные и дидактические пособия
4 Иллюстрации различных видов войск, портреты героев
5 Электронные образовательные ресурсы: ноутбук проектор, презентации, фильмы
7 Карты, атлас, глобус
8 Художественная литература
9 Государственная символика
Содержание образовательной деятельности в подготовительной группе по гражданско-патриотическому направлению через образовательную область познание.
Формирование первичных представлений о себе, других людях
Люди (взрослые и дети). Понимание разнообразия социальных и
профессиональных ролей людей. Освоение правил и норм общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях.
Понимание ожиданий взрослых относительно детей — их поведения, знаний, действий, личных качеств, обучения в детском саду.
Освоение общечеловеческих норм поведения — везде дети уважают старших, любят своих родителей, опекают малышей, оберегают все живое, защищают слабых.
Освоение представлений ребенка о себе — своих имени, отчестве, фамилии, национальности, возрасте, дате рождения, адресе проживания.
Освоение представлений о своей семье: имя, отчество, профессии родителей и ближайших родственников, памятные события, традиции семьи. Овладение представлениями об особенностях своего организма, которые необходимо учитывать в повседневной жизни.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
многообразии стран и народов мира
Освоение представлений о родном городе — его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях. Понимание назначения общественных учреждений, разных видов транспорта. Овладение представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни.
Освоение представлений о родной стране — ее государственных символах, президенте, столице и крупных городах, особенностях природы. Проявление интереса к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся людям России. Освоение стихотворений, песен, традиций разных народов России, народных промыслов. Проявление желания участвовать в праздновании государственных праздников.
Освоение представлений о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира — элементарных представлений о многообразии стран и народов мира; особенностях их внешнего вида (расовой принадлежности, национальной одежды, типичных занятиях.
Осознание, что все люди стремятся к миру, хотят сделать свою страну
богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков. Освоение некоторых национальных мелодий, песен, сказок, танцев народов мира.
Осознание необходимости проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей.
Ребенок открывает мир природы
Накопление представлений о селе как сообществе растений, животных и
человека, о планете Земля и околоземном пространстве. Понимание, что Земля — общий дом для всех растений, животных, людей.
Освоение особенностей поведения в природе культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья, о природоохранной деятельности человека (он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья, создает заповедники).
Раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная, этическая). Элементарное понимание ценности природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь).
Высказывание предположений о причинах природных явлений, рассуждения о красоте природы, обмен догадки о значении природы для человека, составление творческих рассказов, сказок на экологические темы.
Осознанное применение правил взаимодействия с растениями и животными при осуществлении различной деятельности.
Формы реализации образовательной деятельности по гражданско-
патриотическому направлению
Направление «Формирование первичных представлений о себе, других людях» реализуется через организованную образовательную деятельность по социально-коммуникативному развитию «Мир социальных отношений» проводимому воспитателем, через организацию сюжетно-ролевых игр в группе в режимных моментах и в свободное от образовательной деятельности время, через беседы, ежедневное общение взрослых и детей.
Направление «Формирование первичных представлений о малой родине и
Отечестве, многообразии стран и народов мира» реализуется через различные рода познавательные занятия, чтения художественной литературы, проектную деятельность в рамках тематических недель, просмотра мультфильмов, документальных фильмов, развлечений, бесед, изучения энциклопедий для детей.
Знакомство детей с культурой и традициями села Чалтырь и области, с обрядами русского и армянского народа проходит через проектную деятельность, реализацию дополнительных образовательных программ (в том числе и в сетевой форме, посещения музеев, выставок,
краеведческого мини-музея «Наш край родной» организованный в МБДОУ «Детский сад № 14 «Аленушка», проведение обрядовых праздников, организации тематических досугов.
Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе,
формирование у них чувства ответственности перед природой. Необходимо стремиться к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из важных слагаемых патриотизма.
Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защищавших Родину, вниманием и заботой. Проведение ежегодного месячника по военно-патриотическому воспитанию, организация конкурса рисунков «Защитники Отечества», проведение занятий «Герои войны», «Дети-герои», а также «Занятий мужества», на которых дети будут обращаться к подвигам российских солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена. Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, экскурсиями к монументам.
Взаимодействие с родителями.
Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая» и т. д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке.
Контакт с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач
нравственно-патриотического воспитания. Актуальным является метод «Семейных проектов». В целях участия родителей в патриотическом воспитания ребенка, одним из способов является привлечение родителей совместно с детьми уборке территории в месте расположения памятников и монументов. Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов.
Цели и Задачи:
Цель: Развитие у дошкольников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Задачи:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, селу, области);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- сформировать познавательный интерес к миру и на основе сравнения, расширить представления о своей Родине;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на организованной образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту и т. д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Планируемые результаты освоения:
Ребенок 4-5 лет
• Откликается на красоту природы, родного села.
• Проявляет интерес к другим людям, их действиям, профессиям.
• Различает людей по полу, возрасту, профессии как в реальной жизни, так и на картинках.
• Знает свои имя, фамилию, возраст, пол, любимые занятия и увлечения.
• Проявляет интерес к городским объектам, транспорту.
• По своей инициативе выполняет рисунки о селе, области, рассказывает стихи.
Ребенок 5–6 лет:
• Знает свой домашний адрес, название села, района, области.
• Имеет представление о символике города, района, области.
• Знает название близлежащих улиц.
• Имеет представление о жизни и быте народа, живущего в родном селе.
• Узнает на фотографиях достопримечательности села, уметь рассказывать о них.
• Знает профессии своих родителей.
• Знает правила поведения в природе.
• Умеет рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости
окружающей среды для здорового образа жизни людей.
• Различает некоторые рода войск.
Ребенок 6–7 лет
• Имеет краткие сведения об истории села, района, области.
• Знает дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона;
имена и отчества родителей; адрес детского сада.
• Знает герб, флаг Российской Федерации.
• Имеет представление о Президенте, Правительстве России; о воинах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
• Знает стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
• Знает правила безопасности поведения в природе и на улицах.
• Имеет элементарные представления об охране природы.
• Понимает сопричастность к социальной и окружающей среде, осознает себя
полноправным членом общества.
• Имеет представление о родном крае; о людях разных национальностей, их
обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас,
живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации необходимо:
- Уголки патриотического воспитания в группах;
- Наглядный и демонстрационный материал: презентации, иллюстрации,
фотографии, картины, слайды по проблеме;
- Библиотечка книг с патриотическим содержанием;
Методическое:
- теоретическая и методическая литература,
- периодическая печать,
- материалы по передовому педагогическому опыту.
Материалы по патриотическому воспитанию:
1 Репродукции картин
2 Методическая литература
3 Наглядные и дидактические пособия
4 Иллюстрации различных видов войск, портреты героев
5 Электронные образовательные ресурсы: ноутбук проектор, презентации, фильмы
7 Карты, атлас, глобус
8 Художественная литература
9 Государственная символика
Содержание образовательной деятельности в подготовительной группе по гражданско-патриотическому направлению через образовательную область познание.
Формирование первичных представлений о себе, других людях
Люди (взрослые и дети). Понимание разнообразия социальных и
профессиональных ролей людей. Освоение правил и норм общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях.
Понимание ожиданий взрослых относительно детей — их поведения, знаний, действий, личных качеств, обучения в детском саду.
Освоение общечеловеческих норм поведения — везде дети уважают старших, любят своих родителей, опекают малышей, оберегают все живое, защищают слабых.
Освоение представлений ребенка о себе — своих имени, отчестве, фамилии, национальности, возрасте, дате рождения, адресе проживания.
Освоение представлений о своей семье: имя, отчество, профессии родителей и ближайших родственников, памятные события, традиции семьи. Овладение представлениями об особенностях своего организма, которые необходимо учитывать в повседневной жизни.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
многообразии стран и народов мира
Освоение представлений о родном городе — его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях. Понимание назначения общественных учреждений, разных видов транспорта. Овладение представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни.
Освоение представлений о родной стране — ее государственных символах, президенте, столице и крупных городах, особенностях природы. Проявление интереса к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся людям России. Освоение стихотворений, песен, традиций разных народов России, народных промыслов. Проявление желания участвовать в праздновании государственных праздников.
Освоение представлений о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира — элементарных представлений о многообразии стран и народов мира; особенностях их внешнего вида (расовой принадлежности, национальной одежды, типичных занятиях.
Осознание, что все люди стремятся к миру, хотят сделать свою страну
богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков. Освоение некоторых национальных мелодий, песен, сказок, танцев народов мира.
Осознание необходимости проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей.
Ребенок открывает мир природы
Накопление представлений о селе как сообществе растений, животных и
человека, о планете Земля и околоземном пространстве. Понимание, что Земля — общий дом для всех растений, животных, людей.
Освоение особенностей поведения в природе культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья, о природоохранной деятельности человека (он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья, создает заповедники).
Раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная, этическая). Элементарное понимание ценности природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь).
Высказывание предположений о причинах природных явлений, рассуждения о красоте природы, обмен догадки о значении природы для человека, составление творческих рассказов, сказок на экологические темы.
Осознанное применение правил взаимодействия с растениями и животными при осуществлении различной деятельности.
Формы реализации образовательной деятельности по гражданско-
патриотическому направлению
Направление «Формирование первичных представлений о себе, других людях» реализуется через организованную образовательную деятельность по социально-коммуникативному развитию «Мир социальных отношений» проводимому воспитателем, через организацию сюжетно-ролевых игр в группе в режимных моментах и в свободное от образовательной деятельности время, через беседы, ежедневное общение взрослых и детей.
Направление «Формирование первичных представлений о малой родине и
Отечестве, многообразии стран и народов мира» реализуется через различные рода познавательные занятия, чтения художественной литературы, проектную деятельность в рамках тематических недель, просмотра мультфильмов, документальных фильмов, развлечений, бесед, изучения энциклопедий для детей.
Знакомство детей с культурой и традициями села Чалтырь и области, с обрядами русского и армянского народа проходит через проектную деятельность, реализацию дополнительных образовательных программ (в том числе и в сетевой форме, посещения музеев, выставок,
краеведческого мини-музея «Наш край родной» организованный в МБДОУ «Детский сад № 14 «Аленушка», проведение обрядовых праздников, организации тематических досугов.
Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе,
формирование у них чувства ответственности перед природой. Необходимо стремиться к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из важных слагаемых патриотизма.
Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защищавших Родину, вниманием и заботой. Проведение ежегодного месячника по военно-патриотическому воспитанию, организация конкурса рисунков «Защитники Отечества», проведение занятий «Герои войны», «Дети-герои», а также «Занятий мужества», на которых дети будут обращаться к подвигам российских солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена. Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, экскурсиями к монументам.
Взаимодействие с родителями.
Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая» и т. д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке.
Контакт с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач
нравственно-патриотического воспитания. Актуальным является метод «Семейных проектов». В целях участия родителей в патриотическом воспитания ребенка, одним из способов является привлечение родителей совместно с детьми уборке территории в месте расположения памятников и монументов. Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов.