Галина
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная работа с детьми младшего возраста «Эколята»
В экологическом воспитании очень важен начальный этап дошкольного воспитания и образования. Важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, созидая, помогать другим. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучие самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Важно своевременно использовать эту возрастную особенность дошкольников, то есть их потенциал экологических знаний, для организации процесса их взаимодействия с миром природы. Поэтому так важно грамотное взаимодействие педагога (взрослого человека) с ребенком. Психологические особенности детей дошкольного возраста предопределяют использование активных форм (методов) познавательной деятельности. Преимущество отдается непосредственным наблюдениям, играм, опытам, уходу за растениями и животными, целесообразно использовать и другие виды деятельности. Образовательная деятельность - важнейшая составляющая формирования экологического потенциала воспитанников. Тематические дидактические игры, беседы, путешествия, электронные образовательные ресурсы, развитие речи, обучение логическим умозаключениям, умению делать выводы – все эти и другие формы организации деятельностного подхода к экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста успешно используются в детских садах. При помощи простейших заданий ребята не только закрепляют названия и зрительные образы животных, обитающих на территории родного края, но и повторяют сенсорные эталоны. В первой младшей группе ребята уже учатся рассуждать, кто что ест, кто где живет, учатся изображать движения животных и птиц. В старшем дошкольном возрасте ребята, используя полученную информацию о животном и растительном мире, о деятельности человека в природе, могут делать выводы о влиянии людей на окружающую среду. При возникновении желания у ребенка самостоятельно в свободной деятельности заняться в Уголке природы, такая возможность ему предоставляется, конечно, только в старшем дошкольном возрасте, предварительно обговаривается техника безопасности. Книга – еще один источник знаний, которую воспитанники с ранних лет учатся рассматривать как источник интересной и увлекательной информации. Воспитатель знакомят ребят с произведениями, в которых описываются явления природы, красота растений, особенности животных. На основе таких произведений воспитатели учат ребят замечать прекрасное в обыденном, формируют эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывают бережное отношение к природе. Например, в рассказе Константина Ушинского «Петушок с семьей» ребята узнают об особенностях жизни этой домашней птицы. На все, на первый взгляд неприметные, особенности обращает внимание ребенка педагог. Учит беречь хрупкие дары природы, которые делают жизнь человека красивее, богаче, качественнее и прекраснее. Но главный вид деятельности ребенка – это все же игра. Вот мвы сделали вмести малышами вот такую совместную работу «Наш парк, в нашем районе» «Наши живущие птицы в водоеме» и др.