Наталья Ибрагимова
Совместная проектная деятельность ребенка и родителя как одна из форм сотрудничества семьи и детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Попытка воспитать детей без помощи и поддержки со стороны семьи подобна сбору листьев граблями в сильный ветер»
В. А. Сухомлинский
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации личности. Их воспитательные функции различны, но для разностороннего развития ребенка их взаимодействие необходимо.
Одной из наиболее эффективных форм партнерского взаимодействия детского сада с семьями воспитанников является проектная деятельность.
Публикация «Совместная проектная деятельность ребенка и родителя как одна из форм сотрудничества семьи и детского сада» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Проектная деятельность в соответствии с «Законом об образовании в РФ» и ФГОС ДО позволяет:
организовывать совместную деятельность детей и взрослых, признавая ребенка субъектом образовательных отношений,
объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества,
создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности,
охватывать все образовательные области:
- познавательное,
- социально – коммуникативное,
- речевое,
- художественно – эстетическое,
- физическое развитие.
Участниками проекта являются дети, родители и педагоги.
Руководителем проекта является педагог (воспитатель, который организовывает познавательную деятельность воспитанников и ненавязчиво вовлекает родителей в совместную работу над проектом, создавая атмосферу сотворчества (совместного с ребенком творчества).
Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в ДОУ - сотрудничество, содействие, партнерство с ребенком и педагогами ДОУ.
В проекте должны быть заинтересованы все его участники, т. е. тема проекта (его проблема) должна быть актуальна для всей команды проекта. Родители должны включиться в совместную деятельность для достижения общей цели.
Взаимодействие педагога с родителями начинается с разработки совместного проекта для всех участников образовательного процесса.
Педагог вовлекает родителей в работу над проектом на любом его этапе.
Содержание работы проекта :
1 этап – подготовительный (обсуждение целей и задач с родителями и детьми; создание условий, необходимых для реализации проекта);
2 этап – практический (реализация основных видов деятельности по направлениям проекта, привлечение родителей к совместной деятельности);
3 этап – завершающий:
Оценка этапов реализации проекта;
Обобщение материалов проекта;
Подведение итогов (итоги проекта должны совпадать с задачами и быть зафиксированы на всех этапах проектной деятельности и представлены в презентации для родителей);
Защита проекта (презентация реализованного проекта родителям).
Формы участия родителей в проектной деятельности :
1. Мотивационная поддержка (заинтересованность в теме реализуемого проекта)
2. Информационная поддержка (родители являются источником инфор-мации для ребенка, помощником в поиске нужной информации)
3. Организационная поддержка (сопровождение детей на экскурсию, в музей и т. д.)
4. Техническая поддержка (фото- и видеосъемка, монтаж материалов, создание презентаций).
Участие родителей в проектной деятельности в виде помощи при :
- изготовлении дидактических игр и пособий, подборе необходимых материалов, художественной литературы (сказок, рассказов, загадок, пословиц и поговорок, потешек и пр.) и атрибутов, игрушек и костюмов,
- написании сценариев, заданий для детей, разработке викторин, квестов, КВНов и пр.,
- подготовке итоговых мероприятий, изготовлении поделок, продукта про-ектной деятельности, создании методической копилки, обогащении РППС, подготовке стенгазет, портфолио и др. ,
- помощь в организации и участие в утренниках, праздниках, постановках, развлечениях, тематических мероприятиях, акциях, флешмобах.
В своей работе по реализации проекта я использую следующие приемы и методы взаимодействия с родителями :
1. Предпроектное родительское собрание, на котором можно обсудить:
вид проекта (исследовательский, творческий, нормативный,
его цель и задачи (цель очень конкретна и зависит от продукта проекта, в задачах должны быть отражены конкретные мероприятия для детей, родителей и педагогов,
его актуальность для всех участников,
на какой промежуток времени проект рассчитан (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный,
какой будет продукт (он должен быть практически значим, реально ощутим для всех участников проекта и презентован в конце его реализации,
какие ресурсы будут использованы:
- информационные : устные, письменные сообщения, интернет, мессенджеры, выставки, музеи и др. ;
- человеческие: участники проекта, спонсоры, заказчики, команда проекта;
- финансовые: расходные материалы, используемые в работе, дидактические материалы, методическая литература и пр. ;
- материально – технические: компьютер, проектор, принтер, фотоаппарат, видеоаппарат, игры, игрушки, костюмы и т. д.).
2. Для выявления актуальности проекта можно использовать опросы, анкетирование.
3. Для повышения образовательного уровня родителей можно подготовить :
буклеты,
тематические папки – передвижки,
встречи, собрания, «круглые столы»,
индивидуальные рекомендации,
групповые консультации.
4. ИКТ – технологии:
- Использование сети интернет (ссылки родителям на полезные сайты)
Это интерактивные игры (сайты детских развивающих игр, инновационные программы и платформы (Сalameo, например, сайты ДОУ, группы, персональный сайт педагога (https://rehyjcbr.netboard.me/), сайты для участия в конкурсах, олимпиадах (например Шаг вперед, Уникум) и пр.
- Создание:
Мультимедийных презентаций, грамот, благодарностей (PowerPoint и др. приложения, обучающих видео для родителей (Bandicam - программа для записи видео с экрана компьютера).
- Кроме того, для оперативной обратной связи можно использовать мессенджеры (WhatsApp и др., где будет удобно общаться посредством письменных или голосовых сообщений, рассылок, работы в группе и т. д.).
С целью создания эффективной системы взаимодействия ДОУ и семьи, воспитатель активно вовлекает родителей в совместные с детьми виды деятельности, помогает устанавливать партнерские взаимоотношения, поощряет активность и самостоятельность детей. В процессе организации разных форм детско-родительского взаимодействия воспитатель способствует развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.
Но самый важный результат проектной деятельности – создание настоящего сообщества детей, родителей и воспитателей.
Залог успешного партнерства с родителями воспитанников – это, несомненно, стремление к открытым, доверительным, доброжелательным отношениям, построенным на взаимном уважении, понимании, готовности прийти на помощь.
В подготовительной к школе группе мы с детьми и родителями реализовываем краткосрочный (1 неделя) мини – проект «Скоро в школу мы пойдем», используя перечисленные формы и методы работы с родителями.
Продукт проекта : Методическая копилка
Результаты проекта :
Вызван интерес и положительное отношение к учебе у детей подготовительной группы (приняли участие в выставке рисунков «Я и школа»,
Формируются осознанная мотивация к учёбе, позиция «будущего школьника», адекватная самооценка, положительное эмоциональное отношение к школе, коммуникабельность, дружелюбие, уважение друг к другу и взрослым, наблюдательность, любознательность, мыслительные операции,
Обогащается РППС для ознакомления дошкольников со школой, создана методическая копилка (собрана коллекция интерактивных игр школьной тематики, подобраны иллюстрации и папки – передвижки для информационного стенда «Готовим будущего первоклассника», «Скоро в школу», «Первый раз в первый класс», приобретены комплекты «Умные карточки», «Готовимся к школе» («Дошкольная математика», «Учимся считать», «Учимся читать», «Развиваем логику, внимание, память» и др. ,
Родители заинтересованы данной темой:
Для них подготавливаются методические материалы:
Консультация «Готовность к школе»
Буклет «Готовность к школе» (рекомендации/тесты)
Буклет «Дидактические игры по коммуникативному развитию дошкольников»
Консультация «Картотека игр по коммуникативному развитию/развитие непроизвольного внимания»
Консультация «Картотека дидактических игр с мячом на развитие речи»
Буклет «Интерактивные игры»
Буклет «Интерактивные игры в обучении дошкольников.
На сайте воспитателя группы создана рубрика «Страничка для родителей» и «Методическая копилка».
Я уверенна, что благодаря реализации мини – проекта «Скоро в школу я пойду» команда проекта сплотится, родители повысят образовательный уровень по теме, дети уйдут в школу психологически подготовленными.
Я считаю, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, что способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта. Тем самым родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения в этом.