Анна Иванова
«Какие предметы могут плавать». Совместная познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей представлений о плавучести предметов из разных материалов; развитие познавательно – исследовательской активности детей.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
– формировать у детей представления о плавучести предметов, о том, что плавучесть предмета зависит от его тяжести, обогащать сенсорный опыт детей;
– побуждать делать вместе с взрослым выводы – обобщения при получении практических результатов опытов;
Темочки:
– развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, навыки экспериментирования.
Образовательная область «Речевое развитие»
– побуждать детей активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы;
– обогащать и активизировать словарь детей глаголами (тонет, плавает, прилагательными (деревянный, стеклянный, металлический, пластмассовый, резиновый, тяжёлый, лёгкий, существительными (эксперимент, предмет).
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
– развивать навыки общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
– воспитывать умение работать коллективно, умение доводить начатое дело до конца.
Используемые методы и приёмы:
практические – элементарные опыты, упражнение, игра;
наглядные – демонстрация, наблюдение;
словесные – объяснение, беседа, обсуждение.
Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Оборудование и материалы:
Интерактивная доска, компьютер, слайд – презентация «Поможем Фиксикам», несколько больших ёмкостей с водой, пластмассовые, деревянные, металлические, стеклянные предметы, камешки, фартуки, полотенца, сачки, массажные шарики «Су - Джок», картинки с изображением предметов, лист бумаги с синей волной, мольберт, «Волшебная коробка», подарочная коробка с бумажными корабликами.
Предварительная работа: игры – эксперименты с водой; игры: «Скажи какой», «Плавает или тонет?», «Тяжёлый - лёгкий», беседа о воде и её свойствах, знакомство с коллекцией предметов из разных материалов, обсуждение их свойств.
Логика образовательной деятельности
Мотивационный этап
Дети вместе с воспитателем входят в музыкальный зал. Воспитатель обращает внимание детей на песенку из м/ф «Фиксики»
– Ребята, вы слышите? Чья это песенка звучит?
Да, это песенка Фиксиков. А кто такие фиксики, чем они занимаются?
Верно, Фиксики – это маленькие человечки, которые живут внутри техники и ремонтируют её.
ИКТ технология интерактивная разработка «Поможем Фиксикам»
– Вы видите, далеко, на том берегу стоят Фиксики. Они машут нам и что – то кричат, послушайте.
На доске Фиксики машут и кричат «Помогите, нам нужен корабль! Из чего его построить?»
– Ребята, поможем Фиксикам?
Воспитатель открывает коробку, играет музыка.
Игра «Волшебная коробка»
– У меня есть коробка, в ней разные предметы. Возьмите по очереди по одному предмету. Расскажите, из чего сделан предмет (из дерева, пластмассы, стекла и т. д., какой он (деревянный, стеклянный, железный и т. д.).
– А теперь сложите, пожалуйста, все предметы в коробку.
Установка цели эксперимента
– Сейчас мы проведём опыт, узнаем, какие предметы тонут, а какие нет, чтобы Фиксики знали, из чего им построить лодку. Без воды нам не обойтись.
Ждет водичка, не дождется,
Поработать ей придется.
Организационный этап
Уточнение правил безопасности при проведении эксперимента
– Ребята, для начала наденем фартуки и подвернём длинные рукава. чтобы не намочить одежду. Пожалуйста, не опирайтесь на емкости с водой, чтобы не пролить воду, не толкайте друг друга.
Воспитатель читает детям стихотворение:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Если разлилась вода –
Салфетка под рукой всегда.
– Проходите, пожалуйста, к ёмкостям с водой. Там вы найдёте приготовленные для вас коробочки с разными предметами.
Воспитатель обращает внимание детей на плавающие в воде массажные шарики «Су - Джок»
Ребята, в воде что – то есть. Что это за шарики? Чем бы нам выловить эти шарики?
Ребята, они лёгкие, поэтому плавали в воде и не тонули, поиграем с шариками?
Здоровьесберегающая технология «Су – Джок массаж»
Эта ручка – правая, эта ручка – левая.
Я на шарик нажимаю и зарядку делаю.
Будет сильной правая,
Будет сильной левая,
Будут руки у меня сильные, умелые!
После игры воспитатель предлагает детям сложить шарики в «Волшебную коробку», чтобы после забрать их в группу.
Установление плана исследования
Воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску.
– Фиксики переживают, хотят нам помочь. Посмотрите, ребята, они даже посылают нам сигналы, как правильно провести опыт.
Воспитатель поясняет значение пиктограмм:
– Сначала берём предмет в руки, опускаем его в воду, и наблюдаем, тонет он или нет, думаем и определяем, могут ли Фиксики построить из этого материала кораблик.
Деятельностный этап
Проведение опытов
Воспитатель организует и контролирует правильность проведения опытов с использованием алгоритма.
Опыт №1 «Камень в воде»
– Возьмите свои камушки в руку. Они тяжёлые или лёгкие? Как вы думаете, они утонут, или нет?
– Опустим камушки в воду и понаблюдаем, утонут они или нет. У всех камушки утонули?
Опыт №2 «Опусти в воду деревянный предмет»
– Возьмите деревянные кирпичики в руки. Какой он по весу, легче или тяжелее камней? Как вы думаете, деревянные кирпичики утонут, или нет?
Давайте проверим, опускайте их в воду. Маша, твой кирпичик утонул? А у вас, ребята?
Опыт №3 «Железные предметы и вода»
– Возьмите в руки железные предметы. Какие они? Утонут или поплывут? Почему вы так думаете? А теперь проверим – опускайте их в воду. Что произошло с ними?
Опыт №4 «Опустим в воду пластмассовый предмет»
Дети вместе с воспитателем опускают пластмассовые предметы в воду.
– Как ведут себя пластмассовые предметы в воде?
Опыт №5 «Стекло»
– Алёша, как ты думаешь, из чего сделан этот шарик? Значит он какой? Опусти его в воду. Что с ним произошло? Ребята, проверьте, что будет с вашими стеклянными шариками.
Завершающий этап
Обсуждение результатов эксперимента
– Ребята, Нолик предлагает поиграть в игру «Тонет или плавает». (обращает внимание детей на мольберт)
– Голубая волна – это вода. Покажите, какие предметы утонули – разместите их под волной. А те, что остались на поверхности – разместите над волной. Почему некоторые предметы утонули, а некоторые остались на воде?
– Из чего же лучше Фиксикам построить лодку? Чтобы она держалась на воде и не тонула?
Воспитатель обращает внимание детей на доску:
– Видите, у Фиксиков закипела работа, и уже готова лодка! Посмотрите, все Фиксики плывут на лодке через реку.
Фиксики машут руками и благодарят детей
– Вы сегодня очень старались, были дружными, работали как настоящие исследователи, и помогли Фиксикам правильно выбрать материал для постройки лодки. Молодцы, ребята! Фиксики благодарят вас и дарят бумажные кораблики. Вы сможете их пустить в ручейки на прогулке – это очень весёлое занятие! Пора прощаться с нашими друзьями.