Ольга Тимченко
Совместная опытно-экспериментальная деятельность «В гостях у Невидимки»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная опытно – экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в лаборатории «В гостях у Невидимки»
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха.
2. Развивать познавательный интерес, умение анализировать.
3. Формировать навыки опытно – экспериментальной деятельности.
Публикация «Совместная опытно-экспериментальная деятельность „В гостях у Невидимки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Оборудование: воздушные шары с нарисованными символами; емкости с водой – холодной и горячей; пластиковая бутылочка с воздушным шариком на горлышке; контейнеры с продуктами (шоколад, апельсин, чеснок); чистые листы бумаги; импровизированные весы; полиэтиленовые пакеты по количеству детей.
Организационный момент:
Дети получают письмо от Невидимки с приглашением в исследовательскую лабораторию.
Воспитатель: Ребята, вы хотели бы познакомиться с Невидимкой?
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо, идемте в лабораторию.
Дети и воспитатель подходят к исследовательскому уголку в группе, где замечают воздушные шары с определенными символами.
Воспитатель: Чтобы познакомиться с Невидимкой, мы проведем опыты. Как нам догадаться, что означают эти символы? Попробуйте отгадать:
Он вокруг, его не видим,
И не пьем и не едим,
Не заметен он, невидим,
Только всем необходим:
Людям, мячикам и шинам,
Водолазу под водой.
Птичке, рыбке и машинам,
Вот загадочный какой.
Воспитатель: Догадались? Конечно же - это воздух. Без воздуха не могут жить на нашей планете люди, животные, птицы, растения и даже рыбы. Символы на шарах обозначают свойства воздуха. Какие же они? (дети по символам называют свойства воздуха). Приложение 1
Воспитатель: Хорошо, попробуем это выяснить с помощью обычных вещей.
Практическая работа
Опыт 1
Воспитатель: Как вы думаете, какого цвета воздух?
Чтобы точно определить, мы возьмем лист бумаги и посмотрим сквозь него. Что мы видим?
Дети: Бумагу.
Воспитатель: А если мы просто смотрим вдаль?
Дети: Видим все, что окружает нас.
Воспитатель: Между нами и этими предметами находится воздух. Попробуем его поймать (дети пытаются поймать воздух полиэтиленовыми пакетами). Какого цвета воздух в пакете? ( ответы детей: невидимый, прозрачный, бесцветный).
(Лопается шарик с символом «Невидимый»). Приложение 2
Опыт 2
Воспитатель: А теперь скажите, воздух легкий или тяжелый (ответы детей).
Воспитатель: Давайте проверим.
Воспитатель: Воздух имеет вес (массу).
Возьмем два шарика, надуем их так, чтобы они были одинаковые по размеру, свяжем ниточкой, одинаковой длины, затем закрепим на стержне так, чтобы было равновесие. Проколем один шарик иглой. Что мы видим?
Дети: Надутый шарик опустился вниз, а лопнувший поднялся.
Воспитатель: Надутый шарик тяжелее, чем сдутый из-за воздуха внутри его. Вот почему конец стержня с надутым шариком наклоняется. Это показывает, что воздух имеет вес (лопается шарик с символом «Тяжелый»). Приложение 3
Опыт 3
Воспитатель: Дети, воздух может расширяться и сжиматься! Возьмем стеклянную бутылочку и закрепим шарик на ее горлышке. Поставим ее в емкость и добавим горячей воды. Что мы видим?
Дети: Шарик надувается.
Воспитатель: А теперь, осторожно переставим бутылочку в емкость с холодной водой. Что мы видим?
Дети: Шарик сдулся.
Воспитатель: В емкости с горячей водой шарик надувается (расширяется, а в емкости с холодной водой сдувается (сжимается) (лопается шарик с символом «Сжимается, расширяется»). Приложение 4
Опыт 4
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей).
Воспитатель: Сейчас я открою контейнеры один за другим, а вы попробуйте догадаться, что лежало в них ( по запаху дети определяют содержимое контейнера: шоколад, апельсин, чеснок).
Воспитатель: Давайте сделаем вывод. Воздух не имеет запаха, но он имеет способность его сохранять (лопается шарик с символом). Приложение 5
Опыт 5
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нам нужен воздух?
Дети: Да, нужен.
Воспитатель: Зачем? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе.
Игровое упражнение «Ручейки». Приложение 6
Воспитатель: Воздух необходим для дыхания. Ребята, а кому еще нужен воздух?
Дети называют объекты живой природы (лопается шарик с символом «Необходим всем»).
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили, с чем познакомились? О каких свойствах воздуха узнали? (ответы детей).
Сюрпризный момент: у каждого ребенка в шкафчике мыльные пузыри.