Полина Швагирева
Совместная образовательная деятельность детей и их родителей по изготовлению оберега
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная образовательная деятельность
детей и их родителей по изготовлению оберега.
Тема: изготовление обереговой куклы Кувадки.
Участники: Младшая группа «Почемучки» МБДОУ детского сада 419.
Подготовила и провела: Швагирева Полина Сергеевна.
Дата проведения: 7 марта 2024 года.
Цель: гармонизация детско-родительских отношений в процессе изготовления куклы оберега
Задачи:
Публикация «Совместная образовательная деятельность детей и их родителей по изготовлению оберега» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Народные куклы. Консультации для родителей
- Темочки
1. Показ и изготовление куклы "Куватка";
2. Вовлечение детей и родителей в совместную культурно - досуговую деятельность;
3. Обеспечение атмосферы доброжелательности, комфортности в общении: родитель – родитель, родитель - педагог, родитель – ребенок;
4. Воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа и развитие творческой фантазии.
Оборудование: Рабочий стол, ножницы, красная нить, 2 лоскута ткани.
Ход мастер – класса:
Вступительная часть: - Здравствуйте, уважаемые мамочки и дети! Хочу поблагодарить каждую из вас, что вы нашли время и пришли к нам! Поздравляю всем женщин с замечательным весенним днем и желаю, тоб улыбка счастья не сходила с вашего лица, а дети были поводом для гордости как можно чаще! Каждая из вас лучшая мама на свете и сегодня предлагаем вам совместно с детьми изготовить Куклу "Куватку", которая будет являться оберегом и игрушкой для вашего ребёнка. А совместное изготовление куклы сблизит вас с вашим ребенком.
Любите и берегите своих детей!
Основная часть: История и предназначение:
«За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
В этот терем я вошла,
И шкатулку там нашла».
В этой шкатулочке, чего только нет! (Воспитатель заглядывает в шкатулку и достает оттуда куколку)
- Это же куколка! Вы друзья догадались о чём речь пойдёт – о куклах, но не о простых, а о каких узнаем дальше.
В куклы дети играли раньше, играют сегодня, и будут играть всегда.
О которой я вам расскажу, очень проста. Но именно она стала началом нового для меня дела.
Психологи утверждают: игрушки, с которыми ребенок играет в детстве, влияют на его характер. Практически каждая игрушка диктует ребёнку определённую модель поведения и сюжет игры. И чем милее выражения лиц у кукол, тем спокойнее, уравновешеннее и добрее будут дети. Кукла для ребёнка выступает в качестве заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, внимание. Все мамы на свете хотят, чтобы жизнь их детей была счастливой и безоблачной. С древних пор мамы всё делают для этого, отсюда и берет начало тряпичная кукла. Существовали народные куклы трё х видов: обереговая, обрядовая и игровая.
Сегодня мы будем говорить о куклах-оберегах.
Оберег – оберегать, спасает человека от опасностей, болезней, помогает в хозяйстве. Оберег - это предмет защиты. Поэтому люди делали себе такие обереги сами.
Их делали вручную, без швейных инструментов. Ткань отрывалась, связывалась и заматывалась в куклу. Нити выдергивались из самой ткани, обычно красного, розового и других ярких цветов. Главное отличие кукол оберегов – чистое лицо, без глаз, рта, носа. Старинное поверье гласит: «если кукле не нарисовать лицо, то нечистая сила не сможет в нее вселиться и не принесет вреда ребенку или взрослому».
Существует множество кукол-оберегов, отличающихся по форме и используемым материалам — это кукла Подорожница, Веснянка, Счастье, куклы Неразлучники, Крупеницы, Кубышка-травница и самая популярная — кукла Куватка.
Куватка-куватка
Села на кроватку,
Чтобы детки не скучали,
Чтобы глазки развивали.
Куватка (от фр. - высиживание яиц, кувяка, кувя, увя, куватка – младенец, новорожденное дитя.) - это и игрушка и оберег в одном лице для ребёнка
Такую куколку традиционно делают будущие мамы перед родами и оставляют в кроватке. Обыкновенно делается несколько таких куколок, они связываются между собой и вешаются в кроватку к ребёночку. Яркие и нарядные, они привлекают ребёнка, и подрастая, он начинает с ними играть. К тому же они являются дополнительным оберегом места ребёнка. Кукла Куватка - прообраз современной погремушки.
Для работы нам понадобятся 2 квадрата ткани: один побольше см. 18-20, другой см. 7-8, красная нить. Ткань необязательно должна быть ровно отрезана. Раньше ножницы не использовали совсем, а ткань рвали руками.
1. Итак, возьмем большой квадрат и сложим его пополам, получившийся прямоугольник сложим еще раз, и еще.
2. Далее сворачиваем полученный прямоугольник пополам.
3. На 1/3 от сгиба перевязываем красной ниткой- это будет голова нашей куклы.
4. Далее берем квадрат поменьше и скручиваем также как большой - это будут руки нашей куклы.
5. Вставляем скрученные руки в туловище куколки под голову и перевязываем талию куклы. Нитку перевязываем так, чтобы получился крест на груди.
6. Затем края рук перевязываем ниткой. Лишние нитки обрезаем.
Заключительная часть: Вот и получилась наша Куватка! Цвет куклы может быть абсолютно разный, также, как и длинна, и толщина. Куклу можно нарядить, но лицо не рисовать. По народным поверьям, кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее недобрых сил, А значит, и безвредной для ребенка. Такая кукла была и игрушкой, и оберегом.
Рефлексия: А сейчас, уважаемые родители, я попрошу вас поделиться своими впечатлениями: какие чувства вы испытывали при изготовлении куклы?
Кукла - создание талантливых рук и творение вечной души человека. А значит, частица этой души присутствует в каждой куколке. И пусть она станет украшением и защитой вашему дому!
А мне хочется пожелать всем вам побольше добрых вестей, улыбок и благополучия. Мира и радости вашему дому!
Библиографический список
Головачева Р. М. Обрядовые куклы. Куклы-обереги. - Калуга: Классика полиграфии, 2003.
Вайсалова Ю. В. Развитие эмоционального мира дошкольников //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2014.№ 6.
Репкина Г. Д. Мастер – класс для педагогов. //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2014.№10.
«Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» комплексная программа Е. К. Лютова, Г. Б. Монина Издательство «Речь» Санкт-Петербург, 2000.
Интернет-ресурсы.