Максимова Лидия
Совместная изобразительная деятельность в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС, современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В разновозрастной группе педагог должен варьировать формат занятий с детьми. При проведении таких занятий педагогу необходимо держать в поле зрения всех детей, уделить каждому внимание, обеспечивая развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Публикация «Совместная изобразительная деятельность в разновозрастной группе» размещена в разделах
Занятия проводятся со всеми одновременно, по одной теме, но с разными программным содержанием, для каждой возрастной подгруппы. Например, на занятии по аппликации “Фруктовый сад” дети 4 лет учат правильно держать ножницы, вырезать фрукты по силуэту, наклеивать их; дети 5-6 лет закрепляют умения, создают сюжетную аппликацию и дополняют её.
Так же в разновозрастной группе используются разные варианты организации занятий.
1 вид — поэтапное начало занятия
Педагог начинает роботу с детьми старшей подгруппы : изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. На втором этапе занятия к работе подключают детей младшей подгруппы. С ними работает педагог, старшие дети работают самостоятельно. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые, например, участвуют в заключительной беседе.
2 вид – поэтапное окончание занятия
Начало деятельности общее для всех детей. На втором этапе активная работа воспитателя с детьми младшей подгруппы, старшие дополняют и уточняют. После этого младшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют дети старшей подгруппы : заключительная беседа, диалог, выводы.
Надо стремиться к тому, чтобы материал каждого занятия был доступен и интересен детям соответствующего возраста.
Такая организация занятия помогает осуществлять индивидуальную работу с детьми. Например, если ребёнок 5 лет слабо владеет навыками рисования, лепки, аппликации следует в течение некоторого времени разрешать ему выполнять те задания, которые запланированы для 4-х летних детей. И наоборот, если ребёнок 4 лет проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе старшей подгруппы.
Целесообразность одновременного включения всех детей очевидна, так как на них организуется однотипная деятельность разных подгрупп, и педагог может дать общие указания. При этом обучающие указания должны быть краткими и четкими. В одних случаях педагог в двух- трех словах говорит о предстоящем занятии и предлагает всем рассмотреть картину, для того чтобы потом самим рассказывать, что на ней нарисовано, одновременно подчеркивается своеобразие цели для детей разных подгрупп, например:
Младшая подгруппа – описывать предметы, называя характерные признаки картины.
Старшая подгруппа – уточняют и расширяют ответы младших и последовательно рассказывают об изображенном на картине самостоятельно.
В этом случае речь и действия старших выступают в качестве своеобразного образца.
Как обеспечить активность и работоспособность детей во всех подгруппах? Необходимо избегать многословных объяснений, находить правильный темп и ритм занятия. Вопросы и задания разной степени сложности должны чередоваться между собой, чтобы в каждый момент занятия все дети были активны. Это с самого начала позволяет активизировать всю группу. Целесообразны хоровые ответы детей всех возрастных подгрупп, но при условии, что дошкольники хорошо поняли задание. Наличие наглядного материала поддерживает внимание и работоспособность детей разного возраста.
Иногда виды деятельности могут и не совпадать. Скажем, в том случае, когда одной подгруппе дается более легкое задание на повторение пройденного, и дети могут использовать свой личный опыт, проявить самостоятельность, а педагог больше внимания уделяет другой подгруппе.
Сотрудничество младших и старших дошкольников очень эффективно и обладает огромным воспитательным потенциалом и особенно результативно, так как старшие дети передают свой опыт младшим товарищам. При этом первые совершенствуют свои знания и умения, а вторые легче и успешнее осваивают материал.