Галина Грабина
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Многие задачи по коррекции речевой деятельности решаются совместно с воспитателями : формирование фонетико-фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических функций и др.
Ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Воспитатель закрепляет навыки правильной речи у детей. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребёнка.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедия. Работа логопеда
- Темочки
Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные коррекционные занятия с детьми, содержание которых определяет учитель –логопед. Задания записываются в «Тетрадь взаимосвязи учителя – логопеда и воспитателя речевой группы» для детей всей группы и индивидуально для каждого ребёнка. В вечерние индивидуальные коррекционные занятия включаются артикуляционные упражнения, речевой материал для автоматизации или дифференциации поставленных звуков (слова, фразы, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, тексты). Для всей группы даются задания по лексической теме: развитие артикуляционной, мелкой, общей моторики, дыхания, фонетико – фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, связной речи.
Все виды заданий знакомы детям и подробно объясняются воспитателю.
Буду рада, если мои разработки пригодятся в работе начинающим специалистам!
СЕНТЯБРЬ IV неделя
Лексическая тема: «ОСЕНЬ: ПРИЗНАКИ, ПЕРИОДЫ, МЕСЯЦЫ»
Инструкция воспитателя Выполняемые действия
1. Развитие общей моторики
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето!
Идут по кругу, взявшись за руки.
Руки на поясе, поднять правую ступню, затем левую ступню.
Поднять руки, делая взмахи кистями.
Смотрят по сторонам в «бинокль».
2. Развитие мелкой моторики
Дождик, лей, лей, лей!
На меня
И на людей.
Сядем мы под грушкой
И накроемся подушкой.
Потряхивания кистями обеих рук.
Прижать ладони к груди.
Обе руки вытянуть вперёд.
Руки положить на бёдра.
Скрестить ладони на голове.
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для челюсти «Бегемотик»
Упражнение для губ «Осенний ветерок»
Упражнение для языка «Лужа»
Рот широко открыть, удержать под счёт до 10.
Губы в форме трубочки, тихо тянуть звук [У].
Шлёпать губами по языку, произнося: «пя – пя – пя…».
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия
В тишине дети должны прислушаться к звукам за окном:
«Скажите, что шумит?» (ветер) «Что шуршит?» (листья)
«Кто кричит?» (дети, мальчик) «Что гудит?» (самолет, автомобиль)
«Кто разговаривает?» (люди) и т. д.
Затем предлагается послушать, какие звуки слышны в помещении детского сада:
в соседней группе, в коридоре, на кухне и т. д.
5. Развитие лексико-грамматического строя речи
1) Подобрать слова, отвечающие на вопросы Что делает? Что делают?
Осень что делает? (приходит, наступает, начинается) Птицы что делают? (улетают)
Дождь? (идёт, капает, стучит) Тучи? Трава? Ветер?
2) Подобрать признак к предмету по теме «Осень»
Солнце осенью, какое? (тусклое) Листья осенью, какие? (жёлтые, красные, коричневые)
Трава осенью, какая? Небо осенью, какое? Дождь осенью, какой? Ветер? День? Земля?
6. Развитие связной речи