Сэржэн Батуева
Совместная деятельность родителей и ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Скажи мне, я забываю
Покажи мне, я могу
Позволь мне сделать это, и запомнить
Станет моим навсегда.
(китайская пословица)
Аннотация
В статье рассматриваются способы поддержки детской инициативы посредством организации совместной деятельности с родителями. Даны примеры, в которых дети проявляют инициативу.
Ключевые слова:
Лэпбук, способы поддержки детской инициативы, детско-взрослое взаимодействие,
Публикация «Совместная деятельность родителей и ДОУ» размещена в разделах
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, хочет все знать, все понять, во всем разобраться. Он смотрит вокруг с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.
Одной из важных причин изменения в дошкольном образовании заключается в изменении социокультурных приоритетов российского общества. Это особенно ярко проявляется в изменении отношения к личности ребенка. На сегодняшний день больше уделяют внимание на интересы и потребности каждого ребенка, а не овладение им стереотипами социального поведения. Но тем не менее основная система дошкольного образования остались прежними. На наш взгляд нужно организовать совместную деятельность с родителями в таких формах, которые бы отвечали потребностям ребенка, семьи, детского сада, а также требованиям ФГОС дошкольного образования.
Актуальность данной проблемы является с одной стороны развитие детской инициативы, с другой стороны возможностями интеграции ДОУ и семьи.
Для поддержки детской инициативы мы рассматривали следующие задачи:
Обогатить и разнообразить предметно –пространственную среду;
Развивать поисково – исследовательскую деятельность детей;
Учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;
Создать условие для взаимодействия ребенок – ребенок, ребенок – взрослый.
Для того чтобы успешно выполнить поставленные задачи необходимо подключить родителей в образовательную деятельность. Формировать у них чувства осознания их роли в воспитании и развитии детей. Мы перебрали очень много форм работы с родителями. Но на наш взгляд самой эффективной формой работы является новое, интересное пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Он интересен тем, что его делают совместно взрослые и дети. Основная цель создания лэпбука - это попытка интегрировать методы и формы развития ребенка в дошкольном учреждении с различными формами семейного воспитания через совместную творческую деятельность воспитателей, родителей и детей, т. е. развитие сотрудничества и партнерских отношении между семьей и детским садом.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с англ. Значит наколенная книга. Эта такая небольшая самодельная папка форматом А3, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и просмотреть все ее содержимое. Но не смотря на внешнюю простоту, в ней содержится весь необходимый материал по теме. По мнению авторов, которые представили свои статьина разных сайтах и печати. «Лэпбук» – это книжка раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. При этом лэпбук – это на просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проводит в ходе изучения определенной темы.
Создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, быстро освежить в памяти пройденные темы. Лэпбук является одним из видов совместной взрослого и детей деятельности, а также может быть и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
Включенность взрослых в деятельность наравне с детьми;
Добровольное присоединение дошкольников к деятельности;
Свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
Открытый временной конец деятельности.
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
Информативен – полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
Пригоден к использованию одновременно группой детей
Обладает дидактическими свойствами.
Является средством художественно эстетического развития.
Вариативной.
Содержание доступно детям дошкольного возраста.
На родительских собраниях, беседах происходит корректировка направления изготовлении лэпбука. Обсуждается их актуальность и участие родителей на различных этапах ее изготовления. Содержание лэпбука может быть самым разнообразным. При организации работы в этом направлении мы придерживались следующих принципов:
Деятельности – вовлечение детей на активный поиск знаний совместно с родителями;
Инициативности – дать возможность ребенку для самовыражения, осуществление права выбора и самостоятельного выхода из проблемной ситуации;
Креативности – ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Участие родителей в организации изготовления лэпбука:
Организация экскурсии;
Посещение библиотек, интернет ресурсов;
Подборе игр, литературе;
Фотографии итд.
Все перечисленные виды деятельности происходит совместно с детьми. Это является не только средством формирования детской инициативы, но и ценностью данной деятельности, т. к. совместная подготовка по изготовлению книжки способствует достижению необходимых результатов в развитии дошкольников.
После изготовления каждого лэпбука мы проводим анкетирование, и собираются отзывы родителей. В результате анализа можно сделать вывод:
родители с удовольствием принимают участие в изготовлении лэпбука. Им нравится общение со своим ребенком. Родители отмечают и то, что совместная подготовка к проекту сближает семью и дает возможность лучше узнать своего ребенка. Для себя мы сделали вывод: согласованная работа дошкольного учреждения и семьи дает положительные результаты по развитию детской инициативы.
Список использованной литературы
1. Агавелян М. Г., Данилова T. А., Чечулина О. Г., Взаимодействие педагогов
ДОУ с родителями. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
2. Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук – «Наколенная книга»// Обруч. 2015. №4. С. 29-30.
3. Гаврина С. В., Кутявина Н. Л. Развиваем познавательные способности у детей 5-7 лет. М. : Академия развития, 2006.
4. Максаков В. А. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М., 2005.
5. Пироженко Т. Лэпбук «Золотая Осень» // Дошкольное образование. 2014. № 11,12.
6. Сольцова О. Г. Авторское методическое пособие «Учимся играя!» по обучению русскоязычных детей татарскому языку.
7. ТкаченкоТ. А. Формирование Лексико грамматических представлении. – М., 2003
8. О. Г. Сольцова, Е. О. Поповченко// Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VIIмеждунар. Науч. -практ. Конф. (Чебоксары 16 сент. 2016 г.) / редкол. О. Н. Широков – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - №3 (7).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. : Перспектива, 2014
10. Холодова О., Крашенников Е. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М. : Мозайка-Синтез, 2016.