ольга мусатова
Совместная деятельность по экспериментированию «Лаборатория удивительных открытий» по исследованию молока и воздуха
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.
Задачи:
-Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды.
-Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
- Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
-Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Публикация «Совместная деятельность по экспериментированию „Лаборатория удивительных открытий“ по исследованию молока и воздуха» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Молоко. Конспекты занятий
- Молоко. Опыты и эксперименты с молоком
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» апрель 2020
-Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Материалы и оборудование: пакеты, стаканчики с водой, трубочки, тонкие палочки, крышки от фломастеров, бутылочки, яблоко, апельсин, лук, воздушные шары, молоко, краски, пипетки, бутылочки с моющим средством, ватные палочки, листочки бумаги, утюг.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, предлагаю вам сегодня стать учёными – исследователями и отправиться в лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория?
(ответы детей)
Лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты, исследуя их. Но прежде чем попасть в лабораторию нам нужно вспомнить правила поведения, которые надо соблюдать.
Правила поведения в лаборатории.
В лаборатории существуют определенные правила:
соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
В нашей лаборатории есть несколько отделов.
В первом отделе мы говорили о молоке и провели несколько экспериментов.
Эксперимент 1 «Секретное письмо»
Оказывается, молоком можно писать. Как прочитать письмо, написанное молоком. Мы об этом узнаем в конце нашей работы. А пока возьмём лист бумаги, ватную палочку и напишем что-нибудь. На некоторое время отложим письмо, дадим ему высохнуть.
Эксперимент 2 «Буйство красок»
Добавим в молоко по несколько капель каждой краски, аккуратно, чтобы не двигать тарелку. А теперь заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмём бутылочку и аккуратно капнем в самый центр тарелки с молоком. Что произойдёт! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
Вывод: при добавлении моющего средства в молоко частицы жиры толкают частицы красителя, краситель смешивается с молоком, и получаются красивые завитки.
В следующем отделе мы изучим свойства воздуха.
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
Сейчас мы узнаем, как можно поймать воздух?
Возьмём со стола целлофановые пакеты и попробуем поймать воздух.
Закрутим пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Теперь возьмите острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесём его к лицу и нажмите на него руками.
Вывод: прозрачный, бесцветный, но его можно почувствовать
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
А как же можно увидеть воздух?
Опустим трубочку в стакан с водой и подуем.
Что увидели? (Пузырьки воздуха). Подуем в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
[i]Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. [/i]
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
А можно ли услышать воздух? Как его можно услышать?
Возьмём какой-нибудь предмет (бутылки, баночку, крышки от фломастера).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»
А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Имеет ли воздух запах?
Каждому предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко).
Вывод: сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес?»
Это мы сейчас проверим.
На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины.
Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Эксперимент № 6 «Пузырьки-спасатели»
А что за пузырьки находятся в бутылке с газировкой( (газ, воздух)
Это пузырьки углекислого газа, который тоже входит в состав воздуха. И сейчас мы проведем опыт под названием «Пузырьки - спасатели». Возьмем бутылку с газированной водой, нальем ее в стакан и опустим в этот стакан маленькие кусочки пластилина (кусочки величиной не больше рисовых зернышек). Немножко подождем и понаблюдаем за происходящим эффектом. Кусочки пластилина начинают подниматься вверх. Пузырьки из нашей газировки облепили кусочки пластилина и начали их поднимать, потом эти кусочки переворачиваются и снова идут ко дну, где их опять облепляют пузырьки, но уже в большем количестве. Вначале пластилиновые шарики тонут, потому что их вес больше выталкивающей силы. Пузырьки газа напоминают маленькие воздушные шарики. Они уменьшают вес пластилина настолько, чтобы он смог всплыть на поверхность. На поверхности пузырьки лопаются, углекислый газ смешивается с окружающим воздухом, а пластилиновые шарики снова идут ко дну, где к ним снова прилипает большое количество пузырьков.
Вернёмся к нашим письмам. Для того что бы прочитать, нужно прогладить лист утюгом. Буквы проявляются при нагревании.
Вывод: под действием тепла молоко темнеет.
Сегодня мы узнали много всего интересного.