Елена Каленова
Совместная деятельность детей и родителей как фактор успешного математического развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе педагогам работать с родителями нелегко. Но ведь именно в семье ребенок проходит этапы первичной социализации, в семье закладывается основа его личностного развития. Значимость взрослого в этом процессе неоспорима. И так важно, чтобы семья и педагоги детского сада стали единой командой, единомышленниками по созданию условий для всестороннего развития ребенка. А в период становления новой системы образования это становится еще более актуальным. Сегодня Федеральные государственные требования ориентируют педагогов на партнерское взаимодействие с родителями, активное вовлечение их в совместную деятельность с детьми, которая рассматривается как важнейший компонент воспитательно-образовательного процесса. Она способствует эмоциональному сближению детей и родителей, позволяет повысить педагогическую компетентность родителей, дает им возможность оценить свои методы и приемы воспитания, снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, вселить в ребенка уверенность в собственных силах, повысить уровень самооценки.
Публикация «Совместная деятельность детей и родителей как фактор успешного математического развития детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Более 10 лет в нашем детском саду практикуется совместная математическая деятельность детей подготовительных групп и их родителей. Организация такой дея-тельности дает нам возможность показать важность интеллектуального развития ребенка, направить активность родителей на осуществление этого развития, на преодоление трудностей, возникающих при этом, научить их радоваться достижениям своего ребенка. Это направление деятельности и возраст детей выбраны не случайно.
Во-первых, математика по праву занимает очень большое место в системе до-школьного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует у ребенка такие мыслительные умения и способности, которые позволяют легко осваивать новое, т. е. развивает познавательные способности детей. А сегодня проблема познавательного развития важна, как никогда.
Во-вторых, именно на пороге школы родители испытывают многочисленные тревоги, связанные с поступлением детей в первый класс. Какую школу выбрать? По какой программе будет учиться ребенок? Сможет ли он успешно учиться? Как вести себя с будущим первоклассником? Совместная деятельность детей и родителей помо-гает в решении этих проблем.
Принять участие в ней могут все желающие дети и взрослые - любой член семьи (мама, папа, бабушка или дедушка, старшие сестры и братья, все равно кто, но обяза-тельно значимый для ребенка человек, способный понять материал и в случае необхо-димости позаниматься с ребенком дома. Организуется эта деятельность в вечернее время, раз в неделю.
Решаемые задачи:
способствовать получению родителями навыков конструктивного общения с ребенком;
обогащать родителей знанием методики работы с детьми;
развивать умение детей общаться со взрослыми и сверстниками;
дать родителям возможность увидеть ребенка в практической деятельности и самостоятельно проанализировать уровень его развития;
способствовать самоутверждению детей, раскрытию их индивидуальных особенностей;
развивать способности детей через использование игр и заданий в зоне ближайшего развития.
В содержание организованной деятельности включен арифметический и гео-метрический материал; пространственные и временные представления; содержательно-логические задания и игры, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, мышления («Параллельный счет предметов», «Лабиринты», «Что сначала, что потом», словесные игры, выполнение заданий в которых предполагает нахождение одного или нескольких правильных ответов, и др.). А такие логические задания, как «Найди девятую», «Какая фигура следующая?» и т. п., позволяют развивать и совершенствовать у детей мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, сериация).
Каждая встреча - это интеллектуальное путешествие. Дети активно включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным методом. Выполнение подобных заданий вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания. И если в этот момент с ним находится кто-либо из близких, кто не спешит указывать ребенку на ошибки, терпелив и внимателен к нему, то это путешествие будет всегда увлекательным и радостным для ребенка.
Формы организации деятельности могут быть разные :
Устная коллективная работа.
Коллективное решение проблемных ситуаций, задач, головоломок.
Физкультминутки, подвижные игры с математическим содержанием.
Игры в парах «ребенок - взрослый», например, игра «Что сначала, что потом». Родитель на столе определенным образом выкладывает геометрические фигуры, дает ребенку несколько секунд на запоминание этой композиции, потом ее разрушает. Ребенок по памяти восстанавливает композицию.
Самостоятельная работа ребенка, когда ему выдается развивающая игра определенного уровня сложности (чуть сложнее того, с которым он уже справлялся). Это могут быть игры «Раздели блоки», «Вычислительная машина», «Игры с палочками» и др. Взрослый находится рядом с ребенком, но его роль в данный момент не делать за ребенка, а в случае необходимости направлять. Сейчас родитель должен сопереживать, оказывать поддержку, вселять веру, разделить радость. Использование разноуровневых игр позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его работы.
Можно использовать домашнее задание, которое не является обязательным. Их берет только тот, кто пожелает.
Использование таких форм организации деятельности обеспечивает совершенствование математических способностей детей и формирование навыков конструктивного общения родителей и детей.
Е. В. Калёнова