Наталья Биляр
Советы взрослым по взаимодействию с ребенком-аутистом
▼ Скачать + Заказать документы
На всех этапах установления контакта подбирайте безопасную дистанцию для общения и ненавязчиво демонстрируйте свою готовность к контакту, каждый раз обязательно начиная с того психического уровня, на котором находится ребенок. Научитесь считывать его элементарные попытки вступать с вами в контакт и улыбкой (ласковым голосом, нежным взглядом, объятиями, многократным повторением его имени и т. д.) поощряйте ребенка к продолжению этого контакта.
Оказывайте поддержку ребенку, будьте готовы их поймать, схватить, подложить руку
на опасное место и т. д., будьте готовы предотвратить возникновение ситуации,
провоцирует физическую самоагрессию ребенка. Действенным способом свести к
минимуму опасные действия ребенка является отсутствие с вашей стороны бурных
реакций (не пугаться, не расстраиваться, не сердиться). Помните, что некоторые дети
могут провоцировать такие реакции взрослого и при этом испытывать удовольствие и
радость.
Целенаправленно опекайте предметную деятельность и игру ребенка. Игрушки
должны соответствовать возрасту, возможностям и интересам ребенка.
Используйте большую привязанность ребенка с аутизмом в отношении к предметам,
чем к людям. На этой основе косвенно налаживайте диалог с ними, например, через
музыкальные инструменты, танцы, спортивные игры. В то же время налаживайте
слухо-вокальную, слухо-двигательную и зрительно-двигательную координацию общей
и мелкой моторики, формируйте доступный для ребенка уровень способности
синтезировать их в одной деятельности (побуждайте ребенка к поиску слева справа,
сверху-снизу мелодической игрушки или взрослого, который ей напевает или что-то
говорит и т. п.).
Устраните из окружения ребенка все то, что может напугать его: резкие звуки
(хлопанье дверью, грохот посудой, ссору, громкую музыку); резкие зрительные
впечатления (мощные, не защищены источника света, внезапное движение в поле
зрения ребенка); резкие запахи, грубые обращения и тому подобное.
Помните, что взгляд взрослого, звуки его голоса, приближения и касания могут
вызвать у ребенка только оборонительную реакцию в виде различных вариантов
отстранения и избегания (предотвращения и отвода глаз, нежелание слушать, касаться,
вступать в любой контакт).
Поддерживайте элементы общения, попытки вступить в контакт, реакции на
обращение взрослого.