Татьяна Мохова
Советы внимательным родителям «Запуск речи у ребёнка раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Советы внимательным родителям.
Запуск речи у ребёнка раннего возраста.
Важный вопрос для заботливых родителей — когда ребенок должен заговорить, требуется ли ему помощь в запуске речи. Речевые навыки должны быть сформированы в определенные периоды развития ребенка. Ниже подробно рассказано, на что внимательные родители должны обращать особое внимание, чтобы не пропустить момент, когда малышу необходима помощь семьи, перечислены признаки, указывающие на то, что вызывать речь ребенка придется с помощью специалистов, уточнены, к какому специалисту лучше обратиться.
Публикация «Советы внимательным родителям „Запуск речи у ребёнка раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Но в любом случае основными помощниками для неговорящего ребенка будут родители. Поэтому дополнительно приведены полезные игры и упражнения и подсказано, как их лучше провести с учетом возраста и особенностей развития речи вашего малыша.
Какие стороны речи требуют родительского внимания
Когда мы говорим о том, как происходит запуск речи у детей, мы имеем в виду:
• активный словарь ребенка (собственная речь) — это звуки, слова и фразы, которые произносит сам ребенок.
• пассивный словарь (понимание речи) – это слова и фразы, которые ребенок еще не может выговорить, но он их понимает.
Необходимо анализировать обе эти стороны, потому что задержка может коснуться как одной из них, так и обеих одновременно. Развитие речи происходит у ребенка с момента рождения. Существуют определенные нормы, этапы и сроки формирования речи.
Дорогие родители! Пожалуйста, помните о том, что каждый ребенок индивидуален, у него свои начальные речевые возможности, поэтому стопроцентное попадание в требования и нормы встречается редко.
Более подробно о нормах развития речи.
Есть дети, которые развиваются быстрее нормы, а некоторые — медленнее. В итоге и те, и другие одинаково овладевают речью. Важнее понимать, что ребенок обязательно пройдет через ВСЕ нижеперечисленные шаги развития. Если на одном этапе он задержался дольше, то это не значит, что он может следующий этап «проскочить». Поэтому к информации о нормах надо относиться, как к ориентиру – на каком мы сейчас этапе, что и когда необходимо ожидать дальше?
Что считается нормой развития речи ребенка до 1 года.
Понимание речи окружающих людей развивается раньше, чем ребенок начинает говорить. Это значит, что пассивный словарь малыша всегда больше активного, то есть он понимает больше слов, чем сам может произнести.
2 месяца – ребенок кричит с разной интонацией. Опытные мамы умеют определять, «о чем» кричит их ребенок. При виде мамы у малыша возникает «комплекс оживления», когда он интенсивно двигает ручками и ножками и издает звуки: аа, э, кг, гх, гы. Может осчастливить вас улыбкой в ответ на ласковую интонацию.
4 месяца – гулит: гы, га, эга. Громко хохочет, плачет со слезами.
6-8 месяцев – лопочет. Повторяет один и тот же слог. Ба-ба-ба, на-на-на, ля-ля-ля.
12 месяцев – ребенок понимает свое имя. Понимает вопрос «Где мама?» и осмысленно называет близких людей (мама, папа, деда). Понимает слово «Дай» и использует в речи это слово. Понимает слово «Нет», может его сказать или просто отрицательно покачать головой. Речь ребенка – это логичное продолжение знакомства с миром через сенсорные системы – зрение, слух, осязание, обоняние. Без правильного их функционирования своевременное развитие речи будет проблематичным.
В первое полугодие жизни речевые возможности ребенка минимальны, но внимательные родители могут обнаружить первые признаки неблагополучия:
- вялость и ограниченность движений конечностей, нежелание брать игрушки, отсутствие в 2-3 месяца «комплекса оживления» — признак неблагополучия, повод для обращения к педиатру. Первый тест на развитие осязание – вкладывание взрослым своего пальца в ручку новорожденного. Почувствовав прикосновение к ладони, малыш рефлекторно сожмет свои пальчики. Позднее он будет удерживать игрушку, сначала ладонью, потом 2-3 пальчиками. Реакция на теплую или холодную пищу, предметы говорит о развитом осязании. При отсутствии осязательных рефлексов нужно пройти обследование у невролога.
В возрасте до одного года начинает формироваться понимание речи. Ребенок устанавливает связь между предметом и обозначающим его словом. После нескольких повторений и показа предмета он сам отыскивает его после вопроса взрослого («Где часы?», «Где собачка?»).Но если ребенок к году не говорит ни одного слова, но при этом:
До 12 месяцев активный словарь малыша насчитывает 15-20 слов, а пассивный – до 250 и более.
Как развивается речь до года. Норма и задержка
• Достаточно ли развито осязание у вашего ребенка?
• Достаточно ли активны движения?
• Анализируем готовность сенсорной системы к развитию речи. Первые признаки неблагополучия.
Если ребёнок что-то с удовольствием, но пока непонятно для нас лепечет, отзывается на свое имя, улыбается, когда с ним разговаривают близкие люди, удерживает пальчиками небольшие предметы, узнает и гладит любимого мишку, катает машинку, то скорее всего ничего критичного не происходит, это просто небольшая задержка. Для такой задержки возможны следующие причины.
Причины «долгого молчания», не связанные с состоянием здоровья:
Генетика. Возможно, один из родителей долго не начинал говорить. Может сработать наследственный фактор
Личные способности. Здесь играет роль не только генетика. Чем больше родители общаются с ребенком и развивают его, тем больше у него интерес к изучению всего нового. Если ребенок много времени проводит один в манеже, сидит один напротив телевизора, то развитие речи существенно замедляется, пассивный и активный словарь не развиваются.
Половая принадлежность. В большинстве случаев девочки начинают говорить раньше, и их словарь растет быстрее. При этом мальчики начинают говорить позже, но более осмысленно, легче переходят на простейшие фразы
Зачем напрягаться? Если родители по одному взгляду, указующему пальцу и выразительному «Ы» определяют, что нужно любимому чаду, то зачем учиться говорить в принципе?
Стресс. Долгое отсутствие мамы, переезд, ссоры, громкие пугающие крики могут психически травмировать ребенка, напугать его, сделать замкнутым и молчаливым на долгое время.
Играть! Играть очень эмоционально, стараясь заинтересовать ребенка речевой деятельностью. Целью этих игр является вызвать у ребенка любую речевую реакцию, демонстрирующую как понимание, так и попытки говорить (звукоподражания, договаривания слогов, слов). «Вынимаем из ведра». Показать ребенку, как можно по одному доставать из ведра (из коробки, из корзинки) кубики, шарики, мелкие игрушки. Побуждать его к повторению действий взрослого. «Прятки». Закрыть голову малыша, сидящего перед зеркалом, платком. Спросить: «Где Коля?», снять платок: «Вот Коля!»
Игры на активизацию речи до 1 года
Игры на развитие понимания речи до 1 года. Игры на подражание у ребенка до 1 года.
«У медведя дом большой». Развести ручки малыша шире: «У медведя дом большой! Ой-ой-ой!», свести их друг с другом: «А у зайца маленький! Ай-ай-ай!». «Наш медведь пошел домой! Топ-топ-топ! Заинька лег баиньки! Баю-бай!» Побуждать ребенка к договариванию междометий (ой, ай, топ-топ, баю-бай).
«Труба». «Мы пришли и сели, играем на трубе!», дуем в игрушечную трубу: «Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!» Можно вместо трубы сжать руки в кулак и поднести их к губам.
«Пришла собачка». Спрятать под легким платком игрушку, «найти» ее, эмоционально сняв накидку. «Где собачка?» — поднести к ребенку игрушку, — «Ав-ав!». Побуждать малыша к звукоподражанию. «Скажи собачке : «Иди!»
«Игрушка и картинка». Показать картинку с изображением машинки, затем показать игрушечную машинку. Спросить: «Где машинка?», пусть малыш покажет и игрушку, и картинку.
Как вызывать речь у неговорящего ребенка до 1 года
«Ай, да мячик!». Поиграть с мячиком, отбивая его об пол, катая и бросая вверх. Покатить мячик, спрашивая малыша «Где?», «Кати!», «Дай!».
Когда стоит обратиться к специалисту
Существуют очевидные признаки, которые требуют обязательной консультации специалистов
• к концу первого месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением;
• к пятому месяцу он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит;
• к шестому месяцу не прислушивается к музыке;
• к семи месяцам не узнает голоса близких;
• после девяти месяцев у него нет лепета.
Важно начать обследование с консультации педиатра. Врач оценит состояние здоровья малыша, направит при необходимости к профильным специалистам. Обязательно нужно на приеме отоларинголога исключить повреждения слуха, так как у плохо слышащего ребенка речь не развивается даже при здоровой нервной системе и правильно развитых органах артикуляции. После года ребенок активно наращивает словарный запас, подражает речи взрослых. Его фразы чаще всего состоят из одного слова «Дай!», или из двух «Мама нет», «Дай пи». В активном словаре малыша второго года жизни количество слов уже достигает 50-100, а у некоторых детей — 300-400. Предложения состоят из 3-4 слов, они не всегда согласованы между собой («Вова бай-бай»). Если ребенку приходится повторять за взрослым слова и фразы из простых слов, чаще всего он делает это правильно. Малыш может выполнить инструкцию из этапов типа «Возьми яблоко и отнеси его папе».
Признаки неблагополучия в 2 года:
• Звукопроизношение в этом возрасте очень несовершенно. Ребенок смягчает большинство согласных (дай – дяй, неправильно произносит или не произносит совсем многие звуки, так как его органы речи еще не развиты.
• Вместо целого слова он часто произносит только один слог (собака – ба, кукла – ку). После полутора лет речь для ребенка – это средство общения, возможность получить желаемое. Жесты и мимика заменяются словами.
Как развивается речь в 1-2 года. Когда обращаться к педиатру, неврологу?
К какому специалисту обратиться?
• малыш не может ответить на простые вопросы;
• он не понимает просьбу взрослого, простую инструкцию;
• ребенок не может повторить за взрослым простые слова;
• его предложения состоят из 1-2 слов;
• до полутора лет он не может произнести ни слова;
• к двум годам осмысленно употребляет не более 20 слов и его речь понимают только родители;
• он не стремится общаться ни с взрослыми, ни с детьми
Если речь малыша заметно отстает от этих показателей и от речи сверстников, нужна консультация педиатра и профильного специалиста:
• детский психолог – изучает психику ребенка, оценивает ее развитие с учетом возрастных норм, оказывает ребенку психологическую помощь;
• дефектолог – стимулирует развитие интеллекта у детей с физическими и психическими недостатками;
• логопед – устраняет речевые дефекты, недостатки звукопроизношения, проводит запуск речи у неговорящих детей. Попробуйте найти именно таких профессионалов, если вы чувствуете, что вам явно нужна их помощь. Чем раньше ребенку начнут оказывать профессиональную помощь в развитии речи, тем быстрее и благополучнее будет проведена коррекционная работа.
Как вызвать речь у ребенка второго года жизни? Здесь требуется комплексное воздействие, включающее в себя игры, дыхательную гимнастику и тренировку артикуляционного аппарата. Для координации движений губ, языка, щек с ребенком разучивают движения артикуляционной гимнастики:«Улыбка – трубочка». По очереди растягивать губы в улыбке и стягивать их трубочкой. Дыхательно-голосовые упражнения «Нюхаем цветок». Нюхаем цветок, плавно, медленно вдыхая воздух 3-5 раз. «Корова». «Вот мы слышим, на лугу зазвучало «Му-у-у!» Будем тоже мы мычать и дыханье проверять». Дети делают глубокий вдох и мычат.
Игры на подражание у ребенка в 1-2 года
«Греем руки». Предложить подышать на «замерзшие руки» : «х-х-х».
«Ходьба» - «Как косолапый мишка пойдем мы все потише, потом пойдем на пятках, а после на носках. Потом быстрее мы пойдем (ах, ох, ух, и после к бегу перейдем (ухх).
«Снег». Ребенок сопровождает движениями слова взрослого: «Как на горке снег-снег (имитация падающего снега). И под горкой снег-снег (перебираем пальчиками). А под снегом спит медведь (ладошки под щечкой). Тише, тише, не шуметь! (грозим пальцем)».
«Водичка». Сопровождаем движениями и показом чтение потешки: «Водичка, водичка! Умой мое личико. Чтобы глазки блестели. Чтобы щечки краснели. Чтоб смеялся роток. Чтоб кусался зубок».«Бобик».
Обыгрывание игрушки, изображающей собачку: «Бобик, Бобик, славный пес! Гав! Гав! (2 хлопка в ладоши, Белый лобик, черный нос! Гав! Гав! (хлопаем в ладоши). Бобик! Бобик! Лапку дай! (берем лапку) Гав! Гав! (хлопаем в ладоши, сядь на коврик и не лай! (пальчик к губам).
«Машинки». Взрослый имитирует движение машины, крутит «руль», побуждая ребенка к произнесению междометий: «Би-би-би! Гудит машина: «Не поеду без бензина!» «Давай поиграем в машинки! Поехала машина: Ж-ж-ж!» Сигналит машинка: «Би-би-би!»
«Куколка». Укладывание куклы спать. «А-а-а!» Куколка танцует: «Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!» Важно стимулировать малыша к вызыванию слов и фраз при помощи вопросов: «Кто это? Что она делает? Как она поет?»
На третьем году жизни малыш активно пользуется речью, общаясь с взрослыми и сверстниками. Он задает простые вопросы: «Где? Куда? Когда?» Ребенок может говорить не только о том, что видит, но и об отвлеченных вещах, о том, что произойдет. Теперь малышу доступно понимание простых сказок или рассказов, близких по содержанию к личному опыту ребенка. Он может рассказать, о чем это произведение, маленькие тексты запоминает наизусть, но пересказ невнятен и без помощи взрослых редко получается. Именно в этом возрасте очень велика склонность к подражанию, поэтому с 2 до 3 лет активно развивается связная речь. Дети очень часто повторяют за взрослыми слова и фразы, чем развивают артикуляционный аппарат.
Возможные симптомы задержки речевого развития:
• Хотя мышцы губ, языка и нижней челюсти уже окрепли, ребенок может произнести не все звуки. Дети третьего года жизни не могут произнести многосложные слова, переставляют в них слоги и звуки. Они не могут пользоваться силой голоса, иногда говорят слишком тихо (громко) или слишком быстро.
• В его словарном запасе много существительных. Это названия одежды, посуды, игрушек, животных, предметов ближайшего окружения. Ребенок уже может рассказать о том, что он видел или узнал нового.
Как развивается речь в 2-3 года. Когда обращаться к логопеду
«Гости». В игрушечный домик приходят гости – животные. Они издают звуки, которым может подражать ребенок. Задача взрослого – побуждать малыша к подражанию голосам животных. «Тук-тук! Кто там? «Ко-ко-ко, мяу-мяу, га-га-га, и-го-го…». Давай поговорим с собачкой, с кошечкой, с мышкой.
«Машенька-Маша». На полу расстилается платок, на него сажают куклу. Взрослый тянет за один конец платка, ребенок – за другой. «Машенька-Маша, куколка наша! В саночки садилась, с горки покатилась. У-ух!» Стимулируют ребенка на произнесение междометия «У-ух!»
Игры на включение в речь простейших слов
«Кулачок». «Как сожму я кулачок, да поставлю на бочок, разожму ладошку, положу на ножку».
Игры на развитие понимания речи в 1-2 года
«Ежик». Глядя на картинку с изображением ежика, несущего грибы и яблоки на своих иголках, пофыркать, как еж: «ф-ф-ф».
«Комарик», «Жук Женя». «Ловим комарика» в кулачок, подносим к уху малыша со звуком «з-з-з». Предлагаем тоже поймать комарика и послушать его звон. Аналогичная игра проводится с «жуком Женей».
«Часики». Стоя с расставленными ногами, размахивая руками вперед-назад, произносить «Тик-так! Тик-так!»
«Вырасти большой». Поднять руки вверх, потянуться, опустить вниз, произнести «У-У-УХ».
Для развития правильного дыхания выполняются дыхательно-голосовые упражнения:
«Шарики». Надуть щеки и «лопнуть» их, нажав пальчиками.
Вызывание речи у неговорящего ребенка в 1-2 года
Нужно иметь в виду, что дефектолог и логопед обычно принимают детей только после достижения двухлетнего возраста. Но последнее время становится все больше специалистов, которые начинают работать и на более ранних этапах развития, помогая осуществить сам процесс запуска речи.
Симптомы задержки речевого развития:
- очень медленно накапливается активный словарь, к трем годам употребляет не более 50 слов;
- слова искажены так, что их невозможно понять, плохо и неотчетливо произносит звуки, «каша во рту»;
- малыш с трудом строит фразы, делает это неправильно (Мальчик горка санка катается);
- явно предпочитает общаться не словами, а жестами.
- ребенок не стремится к общению, уходит от ответа, не задает вопросов.
Если у ребенка наблюдается 2-3 симптома задержки речевого развития, он нуждается в немедленной диагностике и помощи логопеда. Коррекцию отставания в развитии памяти, внимания, интеллектуальных навыков проводит дефектолог. Все упражнения по вызыванию речи нужно проводить при активном участии взрослого, который действует эмоционально, стараясь заинтересовать ребенка, вызвать у него любой речевой отклик.
«Птички». По команде взрослого дети бегают по комнате, изображая птичек, «клюют зернышки», летают быстро и медленно, машут крыльями вверх и вниз.
«Вот какие мы!». Ребенок повторяет движения в соответствии со словами: «Мы ногами топ, топ! Мы руками хлоп, хлоп! Головою круть, круть! Руку мы кладем на грудь! Мы погладили животик! Улыбнулись ротиком! Вот какие молодцы!
«Отдай команду». Дети учатся отдавать команду игрушкам, куклам, взрослым: «Даша, иди (спи, неси, сиди, ходи, кати, уйди, лепи, дай, стой, пой, ешь, снимай, одевай, помоги)».
«Помоги мне сказку рассказать». При показе простых сказок типа «Теремок», «Репка» взрослый просит малыша помочь ему рассказать сказку. «Тук-тук, Это кто» Я тут буду жить. А ты кто? Иди в дом».
Артикуляционная гимнастика
«Зайчик грызет морковку». Поднимаем верхнюю губу, показывая зубы.
«Сердитый волк». Прикусываем нижнюю губу верхними зубами.
«Бодрая и усталая лошадка». Цокаем языком быстро и медленно.
«Самолет». Прикусить язык и произнести продолжительно звук Ы.
Запуск речи у неговорящих детей – это сложная многоплановая работа, большая часть которой осуществляется под руководством специалистов. Но при этом роль заботливых и ответственных родителей бесконечно велика, так как именно они будут закреплять речевые навыки ребенка. Без многократного повторения не будет результата.
Чтобы работа по запуску речи у неговорящих детей была продуктивной, нужно выполнять ее в определенной последовательности:
План важнейших действий для развития речи ребенка
Игры на запуск простейших фраз через ситуации в 2-3 года
«Семья». Рассказать по картинке с изображением семьи и показать пальчиком; «Вот Аня. Тут Вова. Это папа. Это баба. Баба маша. Вот деда. Деда Петя»
Игры на активизацию понимания речи в 2-3 года
«Солнышко и дождик». По команде взрослого «дождик» малыш прячется в «домик», по команде «солнышко» — бегает по комнате.
Артикуляционная гимнастика
• «Крутится юла». Кончиком языка облизать губы по кругу.
• «Ежик фыркает». Вибрация губ.
• «Белка кладет орешки за щеку». Упираемся языком в щеки по очереди.
Вызывание речи у неговорящего ребенка в 2-3 года
Обычно в этом возрасте у малышей с отставанием в речевом развитии заметно нарушение мелкой и крупной моторики. Они неловкие и неуклюжие, не могут выполнить точные движения, не могут повторить за взрослым движения речевого аппарата.
1. Наблюдение за речевым поведением ребенка, его общением со взрослыми и сверстниками.
2. Определение уровня отставания речи от нормы, если оно, действительно, есть.
3. Обследование у специалистов для определения индивидуальных особенностей речевого отставания.
4. Устранение причин речевой недостаточности: активное общение с ребенком, уменьшение времени, проведенного малышом перед телевизором и с современными гаджетами.
5. Формирование сенсорных навыков.
6. Обучение звукоподражаниям, договариванию звуков.
7. Выполнение дыхательных упражнений, гимнастики для губ и языка.
8. Развитие понимания речи, пассивного словаря.
9. Создание у ребенка потребности в общении, отказ от чрезмерной опеки.
10. Создание насыщенной среды для запуска речи, включающей в себя сюжетные игры и картинки, детские книжки с яркими иллюстрациями, активное общение со взрослыми и сверстниками.
Обращаться к специалисту нужно в любом случае, когда вас тревожит, что ребёнок слишком долго молчит или слишком мало говорит. Не откладывайте этот визит, потому что в серьезных случаях никакие педагогические усилия не дадут результата, если не будут учтены рекомендации врачей.