Наталья Носаева
Советы родителям «Как рассказать ребенку о Великой Отечественной Войне». Гордимся, помним, чтим!
▼ Скачать + Заказать документы
Материал подготовила
педагог-психолог:
Носаева Н. В.
МБДОУ " Колосок".
«Расскажем детям о Великой Отечественной войне»
Многие родители задаются вопросом, нужно ли его ребенку рассказывать о
войне и о значении этого великого праздника или он «еще маленький для
этого»?
В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. Патриотическое
чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства,
Публикация «Советы родителям „Как рассказать ребенку о Великой Отечественной Войне“, Гордимся, помним, чтим!» размещена в разделах
взращивать и культивировать. Без помощи взрослых ребенок не может выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Поэтому не страшно, даже если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери или о солдате,
бросившемся с последней гранатой под фашистский танк. Такие эмоции не
повредят нервную систему ребенка, они станут началом зарождающихся
патриотических чувств.
А вот когда начинать такой непростой разговор, что сказать, а что оставить
«за кадром» - в этом родителям следует полагаться на свою интуицию и знание
особенностей собственного ребенка. Как правило, первый раз в общих чертах
говорят о войне с четырёх - пятилетними детьми. Но главным индикатором
должен служить интерес самого ребенка к этой теме.
Какие же найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых
ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего в те
далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости,
сострадания, почитания, патриотизма?
История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые
даты: 22 июня – начало Великой Отечественной войны и 9 мая – День Победы.
Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Поэтому мы,
взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте
знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории и не
повторяли ошибок прошлого. Недаром О. Бисмарк говорил: «Даже
победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народа».
9 мая – праздник простой и в то же
время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга.
Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно для детей 5-6 лет. У этого возраста есть своя специфика: ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из – за ограниченного детского опыта и присутствия недостаточной сформированности временных связей. К тому же в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность.
Поэтому следует, уделить особое внимание, на эмоциональное восприятие
детьми темы войны - борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, надо
чувствовать. Воспринятая сердцем, вся информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты.
Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме в детских
образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа, а
именно проводятся тематические занятия, чтение художественной литературы,
продуктивная, игровая, театрализованная деятельность. Но времени,
выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную
тему явно недостаточно. Поэтому, данная работа предполагает активное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье.
Предлагаем примерные формы работы по изучению данной темы
родителей со своими детьми дома:
- чтение литературы, беседы и просмотр телепередач на военную тематику;
- рассматривание иллюстраций, семейных фотографий (бабушек, дедушек);
- словесно – дидактические игры;
- заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, песен на военную тему;
- участие в выставках совместного семейного творчества;
- посещение военных музеев, ознакомление с памятниками, экскурсии на
памятные исторические места (если имеется такая возможность).
Особое внимание родителей хотелось бы уделить по ознакомлению детей
дошкольного возраста с произведениями о Великой Отечественной войне,
воспитывающими историческую память и уважение, гордость за свою Родину.
Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам?
Разумеется, самыми интересными для них будут тепроизведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в
сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?
Почти все написанное для детей о войне создано во второй половине ХХ столетия.
В детской литературе для дошкольников существует одна тема – память о Великой Отечественной войне.
Редкие авторы обращаются к событиям военных лет непосредственно. Право на это дано не каждому, его надо заслужить. Не годятся придуманные истории о похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так
увлекающие малышей. Нужна, правда – яркая, убедительная, живая. Нужен
смысл, доступный маленькому читателю и в то же время достойный того
события, о котором идет речь.
Прежде чем, знакомить дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их к восприятию этой сложной темы:
- дать небольшие сведения из истории;
- рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали родину
солдаты, о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге
каждого человека на войне и всего народа в целом;
- говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своем пути все живое, оставляющей после себя людское горе, выжженную землю.
Расскажите об известных и значимых событиях войны. Задача родителей – не
напугать ребенка, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.
И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее
представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.
Многие авторы детской литературы на собственном опыте познали все
тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе создания художественных
произведений, знали то, о чем говорили читателям. Их нельзя не услышать.
Список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу
семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить
полученные впечатления от прочитанного :
- С. П. Алексеев «Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книга
посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы ;
- Е. Благинина «Шинель» - о детстве лишенном радостей по чьей – то злой воле, подраненном войной, заставившей рано повзрослеть;
- А. Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу;
- С. М. Георгиевская «Галина мама». Эта небольшая повесть написана для
малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о
воинской доблести
- Ю. П. Герман «Вот как это было». Повесть написана от имени маленького
героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в
произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы
Мишкиного понимания.
- В. Ю. Драгунский Арбузный переулок (в кн. "Денискины рассказы"). Отец
рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.
- А. М. Жариков «Смелые ребята», «Максим в отряде», «Юнбат Иванов».
- В. А. Осеева «Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери
в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего
брата.
- К. Г. Паустовский «Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном колечке,
которое подарил ей боец.
-И. Токмакова «Сосны шумят» - о том, как война долгие годы не отпускает
человека.
- Шишов А. «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой
девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.
- Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике
Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по
военной дороге ни кто иной, как родной дедушка. погибший в неравном бою.
Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности,
бессонные ночи и бесконечная усталость.
- Л. Кассиль "Твои защитники"
- С. Михалков "День Победы"
- А. П. Гайдара «Мальчиш - Кибальчиш»
- В. Катаева «Сын полка»
- Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки», «Памятник солдату», «Твои
защитники» - - Л. Воронкова «Девочка из города»
- С. Алексеев «Первая колонна», «Таня Савичева», «Шуба», «Мишка»
- А. Митяев «Мешок овсянки»
Выучите с ребенком стихотворение о героях, героизме, о войне и победе.
Например:
Е. Благинина «Шинель»,
А. Безыменский «Война»,
Н. Найденова «Пусть будет мир»,
О. Высотская «Салют»,
М. Карем «Мирная считалка»,
Т. Белозеров «День Победы»,
М. Исаковский «Мы здесь не потому, что дата»,
В. Фетисов «Памятник славы»,
В. Берестов «Мир»,
Н. Томилина «День Победы».
Заучите с детьми пословицы и поговорки военной тематики:
«Береги землю родимую, как мать любимую», «Герой – за Родину горой», «Мир
строит, а война разрушает», «Друг за друга стой - и выиграешь бой», «Родина мать - умей ее защищать», «Кто к нам с мечом придет — от меча и погибнет».
Посмотрите вместе с ребенком мультфильмы, посвященные военной тематике:
«Воспоминание», «Легенда о старом маяке», «Солдатская сказка»,
«Партизанская снегурочка».
Посмотрите вместе с ребенком военный парад, концерт военной песни.
Расскажите о ваших воевавших предках, поведайте истории высочайшего
героизма солдат на этой Священной войне. Если есть возможность, познакомьте
ребенка с ветеранами. Рассказы очевидцев производят совсем другое
впечатление.
Посетите с ребенком памятные места города. Чтобы пробудить в ребенке
интерес к теме, покажите ему существующие вокруг него свидетельства
прошлого: мемориалы, памятники, Вечный огонь и т. п. Возложите цветы,
расскажите, что Вечный огонь всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб
на войне.
Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми
дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней не только
следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности,
которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых,
и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.
Вспомним всех поименно,
Сердцем вспомним своим,
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым.
Р. Рождественский.
Великая Отечественная война была самой величайшей войной за всю историю человечества. Давайте будем помнить и чтить!.