Ткачева Татьяна
Советы психолога родителям детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Советы психолога родителям.
(дети 2 - 3 лет)
Развитие памяти и внимания.
Игра «Какой игрушки не стало?»
Взрослый ставит на столе перед ребенком поочередно 3 или 4 знакомые игрушки (например, собаку, петуха, мишку, зайчика, затем предлагает ему закрыть глаза, убирает одну игрушку и задает ребенку вопрос: «Отгадай, какой игрушки не стало, кто спрятался?». Можно постепенно увеличивать число запоминаемых предметов до пяти.
Игра «Что изменилось?»
Темочки:
Взрослый ставит на столе перед ребенком поочередно 3 или 4 знакомые игрушки, затем предлагает ему закрыть глаза, две игрушки меняет местами и задает ребенку вопрос: «Что изменилось?»
Игра «Кто спрятался?»
Взрослый прячет за ширмой картинки (или игрушки) с изображениями животных и птиц. Затем произносит звукоподражательные звуки: «ав-ав», «мяу-мяу», «ку-ка-ре-ку», «гав-гав», «иа-иа», «га-га», «му-му», «кря-кря» и т. д.
Игра «Парные картинки»
Для проведения данной игры необходимы парные карточки с изображением знакомых предметов. Ребенку показывают карточку и спрашивают, что на ней изображено; затем просят его найти среди расположенных на столе картинок точно такую же. Если он правильно выполняет задание, то обе карточки убирают.
Игры с пальчиками.
Взрослый читает стихи, сопровождая чтение последовательным загибанием пальцев на обеих руках ребенка (возможны варианты) :
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал
И на танец приглашал.
Раз, два, три, четыре, пять! (М. Кольцова)
Ивану - большаку – дрова рубить,
Ваське – указке – воду носить,
Мишке – среднему – печь топить,
Гришке – сиротке – кашу варить,
А крошке – Тимошке – песенки петь.
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать! (русская потешка)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики – «Ура!» -
В детский сад идти пора! (М. Кольцова)
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик – гриб нашел,
Этот пальчик - чистил стол,
Этот - резал, этот – ел.
Ну а этот – лишь глядел! (русская потешка)
Игры с мелкими предметами.
Предложите ребенку разложить мелкие предметы, например камешки и пуговицы, по коробочкам или другим емкостям.
( Возможны варианты: игры с бусинками, фишками, орехами, крупой, мозаикой.)
Помощник. Игра с горошком.
Я крупу перебираю, Дома я одна скучала,
Мамочке помочь хочу. Горсть горошинок достала.
Я с закрытыми глазами Прежде чем игру начать
Рис от гречки отличу! Надо пальчику сказать:
(В. Мирясова) - Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай,
И другому передай! (В. Мирясова)
Развитие речи.
Взрослый обращается к ребенку с просьбой, побуждая его к пониманию речи окружающих: найти среди предметов нужный; что-либо сделать (принести, показать, положить, поднять, покормить, погладить, постучать, отдать). Например: «Покажи, где машина», «Найди книжку», «Подай красный кубик», «Положи большой мяч», «Покажи, где у куклы глазки, носик, ротик» и т. д.
Полезны разнообразные речевые задания: «Повтори слово», «Покажи, как жужжит жук: ж-ж-ж-ж-ж-ж; шумит пылесос: ш-ш-ш-ш-ш; течет водичка: с-с-с-с-с; зудит пчела: з-з-з-з-з-з; словесные поручения: «Подойди к папе и скажи …», «Пойди позови …», «Подойди к бабушке и попроси …», «Спроси у дедушки …» и т. д.
Развитие двигательной активности.
Игра в мяч. Взрослый предлагает катать мяч или бросать его друг другу, в корзину, в ворота. Возможны другие варианты: «Догони мяч», «Ищи мяч», «Кто дальше бросит?», «Кто выше бросит?», «Прокати мяч через воротца».
Игра с солнечным зайчиком. Взрослый показывает солнечного зайчика на стене, предлагает догнать его, дает ребенку возможность ловить светлое пятно, попрыгать, как прыгает солнечный зайчик.
Игра в прятки. Взрослый неподалеку от ребенка прячется за какой-либо предмет, находящийся в комнате, и периодически выглядывает из-за него: «Где мама (папа, бабушка, дедушка?». Ребенок ищет взрослого.
Игры с песком.
Взрослый показывает ребенку, как насыпать совочком песок в формочки, коробочки, делать «пирожки», горки, ямки, канавки.
Лепка.
Взрослый предлагает ребенку самостоятельно вылепить несложные предметы, например мячики, колечки и пр. затем он просит малыша помочь ему вылепить фигуру знакомого животного, например собачки. Дети с удовольствием вылепят хвостик, лапки, ушки и другие несложные детали.
Рисование карандашами и красками.
Взрослый рисует контур знакомого предмета, а ребенок раскрашивает его.
Взрослый показывает графические образцы прямой линии, отрывистой, круга, квадрата, т. е. упрощенные изображения несложных деталей, предметов, а ребенок воспроизводит эти изображения.
Примерная тематика совместных рисунков:
- ребенок рисует дорогу, а взрослый – зайчика, который скачет по дорожке;
- взрослый рисует цветы, а ребенок – травку;
- взрослый рисует тучу, а ребенок – дождик;
- взрослый рисует деревья, а ребенок – падающие листья;
- взрослый рисует елку, а ребенок – следы зверей вокруг елки;
- взрослый рисует круг солнца, а ребенок – лучи;
- взрослый рисует котенка, а ребенок – клубочек ниток, с которым котенок играет;
- взрослый рисует машину, а ребенок – колеса;
- взрослый рисует яблоню, а ребенок – яблоки;
- ребенок рисует скворечник, а взрослый – скворца;
- ребенок рисует аквариум, а взрослый – рыбок, и т. д.
Конструирование.
Взрослый показывает ребенку, как можно построить несложные предметы, например мебель, состоящие из одной, двух деталей (стол, стул). После самостоятельного выполнения задания ребенком, взрослый обыгрывает постройки: предлагает малышу усадить куклу Катю за стол и угостить ее чаем и т. д.
Примерная тематика построек:
Дорожка: вариант обыгрывания постройки - по ней гуляет кукла Катя.
Вот гуляет кукла Катя, быстро идут ножки,
А все это потому, что ровные дорожки.
Забор: за забором прячется зайчик от лисы.
Рыжая лиса вся изголодалась,
За забором к зайчику хитрая подкралась.
Но достать зайчишку ей забор мешает,
Потому спокойно зайчик здесь гуляет.
Ворота: в ворота выезжает машина.
Вот стоит красивый дом, солнышко блистает.
Дима (Саша) нам сложил ворота, машина в них въезжает.
Кровать: укладывание мишки спать, пение колыбельной песенки.
Спи, мой маленький мишутка,
Уложу тебя в кровать,
Я люблю тебя так сильно,
Пришло время спать.
Башенка: прилет птички и веселое пение на башне.
Птичка взлетела на башенку.
Как же красиво она поет!
Век бы я слушал пташечку …
Пусть она долго живет!
Дом: в доме поселился жилец (знакомый сказочный герой).
В дом напротив, рядом с нами,
Поселился Буратино,
И теперь его друзьями
Станем я и Чиполлино.
Гараж: в гараж ставят машину.
Что за дом стоит в сторонке?
Всем он очень нравится!
Это я гараж построил,
В него машина ставится.
Возможны другие варианты построек: стола, стула, шкафа, лесенки, машины и т. д. Желаю Вам удачи и творчества в воспитании Ваших детей!