Елена Овсянкина
Советы педагогам для профилактики профессионального выгорания
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Недавно я проходила курсы повышения квалификации в Астраханском Институте повышения квалификации и переподготовки. Очень плодотворные курсы, интересные лекции и семинары, мастер-классы замечательных преподавателей. Это всё было очень полезно нам для нашей работы, а вот последний блок был посвящён нашему здоровью. Назывался блок "Саморегуляция педагога, как профилактика профессионального выгорания". Как показывают многочисленные исследования, профессия педагога - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что наш с вами профессиональный труд отличает очень высокая эмоциональная загруженность.
Публикация «Советы педагогам для профилактики профессионального выгорания» размещена в разделах
Лекции ведущих психологов были очень интересные и познавательные. С нами проводились тренинги, психологические тесты, где каждый из нас намного лучше стал разбираться в себе, в своих проблемах, в своём здоровье.
Каждый человек понимает, что главная ценность в жизни- это наше здоровье. Так же всем нам известна не понаслышке "народная мудрость" -все болезни от нервов. Чтобы сохранить своё физическое и психическое здоровье, нужно научиться снимать у себя стрессовые состояния. Я, конечно не психолог, но, беру на себя смелость предложить Вам, уважаемы коллеги, данный тест. (Мы проходили его на треннинге)
Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже.
Оцените ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.
Почти никогда "0"
Редко "1"
Часто "2"
Почти
всегда "3"
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня.
2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой.
3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня.
4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких.
5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела.
6. Мне сложно снять эмоциональное напряженке, возникающее у меня после рабочего дня.
7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье.
8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил.
9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей.
Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: "0" — почти никогда. "1" — иногда. "2" — часто, "3" — почти всегда.
Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий. 3-12 средний, выше 12 — как высокий показатель эмоционального выгорания.
А теперь психологи предлагают некоторые приемы антистрессовой защиты:
1. Отвлекайтесь:
•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
•Обращайте внимание на мельчайшие детали.
•Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. "
2. Снижайте значимость событий:
• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
• Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:
•"не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", и т. ;
•"нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";
•кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
3. Действуйте:
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
•наведите порядок дома или на рабочем месте;
•устройте прогулку или быструю ходьбу;
•пробегитесь;
•побейте мяч или подушку и т. п.
4. Творите:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
•рисуйте;
•танцуйте;
•пойте;
•лепите;
•шейте;
•конструируйте и т. п.
5. Выражайте эмоции:
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического,
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
•изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
•мните, рвите бумагу;
•кидайте предметы в мишень на стене;
•попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;
•поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен. ", "Меня это обидело. ").
6. Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм"(рамка, так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации) :
Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:
•постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
Ну а в завершении нашего разговора о саморегуляции педагога я предлагаю вам известную детскую песенку, (ведь все мы -люди творческие), переделанную ко Дню воспитателя, которая как нельзя лучше обобщит нашу беседу. Ищите в жизни позитив!
Песня воспитателей на мотив песни «От улыбки» Муз. В. Шаинского
1. От улыбки краше наша жизнь
Пусть на нервах наша держится работа
Если вдруг назрел конфликт, держись-
Улыбнись, когда тебе кричать охота!
Припев:
И тогда наверняка, ты в глазах дошкольника
Уваженье прочитаешь без ошибки
С голубого ручейка, начинается река
Воспитанье начинается с улыбки!
2. Для порядка каждый очень строг
Только в строгости рискуешь задохнуться
Улыбнись, ведь это не порок,
Если очень захотелось улыбнуться!
3. Никогда, нигде не забывай
Что улыбка украшает наше детство
И всегда почаще применяй
Это верное техническое средство.
Спасибо за внимание!