Сергеева Елена
Советы для родителей «Конфликтные ситуации в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Конфликтные ситуации в детском саду возникают, к сожалению, достаточно часто. Причем конфликты могут возникнуть как между детьми, ребенком и воспитателем, воспитателем и руководством, так и между родителями, дети которых посещают одну и ту же группу или детский сад.
Несколько примеров конфликтных ситуаций, и советы по их предотвращению.
Конфликты между детьми.
Публикация «Советы для родителей „Конфликтные ситуации в детском саду“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для родителей
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Темочки
Зачастую дети младшего возраста кусаются или толкаются, агрессивно относятся к тому или иному сверстнику, ввиду чего возникают конфликты, в которых в последующем принимают участие и воспитатели, и родители. Это, кстати, может в последующем стать причиной конфликтов между родителями, так как свое чадо будут защищать и одна и другая сторона. Такие конфликты лучше всего решать мирным способом, попытаться поговорить с воспитателем, чтобы тот больше внимания уделял ребенку-кусаке, предупредить родителей о наболевшей проблеме, поговорить с непослушным малышом, указав ему, что так поступать нельзя и что случится с ним беда, друзей у него не будет.
Конфликты между родителями и воспитателями.
Если между детьми конфликты быстро и, обычно мирно разрешаются, так как дети не способны долго помнить плохое, они уже назавтра простят своего обидчика, то в случае со взрослыми все намного хуже. Такой вид конфликтов возникает очень часто, ввиду того, что воспитатель где-то недосмотрел, где-то допустил ошибку, где-то поругал. Для разрешения такого конфликта существует несколько способов – поговорить с воспитателем, указав на то, что вам не нравится в ее отношении к ребенку или же обратиться к заведующему детского сада с просьбой проконтролировать ситуацию. Да, второй способ, как правило, более эффективный, однако не стоит перегибать палку, все мы люди и следует первоначально поставить себя на место воспитателя, понять, возможно, она и не хотела того, что получилось. Старайтесь решать все мирным путем – это лучший способ достичь взаимопонимания.
Конфликты между родителя.
Обычно такие конфликты являются следствием неприязненных отношений по той или иной причине первоначально, то есть вы еще с детства невзлюбили семью. Или же считаете родителей недостойными вас, а следовательно, и того, чтобы их ребенок ходил с вашим. Весь этот негатив в последующем все больше перерастает в конфликт, вас не устраивает поведение того ребенка, вы начинаете жаловаться и т. д. Следует помнить, что дети не выбирают родителей и сказываться на отношении малышей ваши негативные эмоции никоим образом не должны.
Помните, изначально все воспитание в своего ребенка вкладывают именно родители и от этого зависит его дальнейшая судьба в детском саду, школе и других заведениях. Во избежание конфликтов, отдавая ребенка в детский сад, родители должны первоначально объяснить малышу, как следует себя вести, следует ознакомиться с характеристикой воспитателей и младшего персонала, а так же с характеристикой семей детей, которые будут ходить вместе с вашим малышом.
Причины конфликтов в детском саду
2-3 года
2-3 летний ребенок с радостью начинает играть с другими детьми, но эти игры далеко не всегда проходят мирно. Чаще всего малыши этого возраста ссорятся из-за игрушек или из-за разрушения игровых построек, обстановки или воображаемой игровой ситуации.
Причина обид и ссор в том, что у детишек еще нет достаточного навыка общения.
4-5 лет
Конфликты в детском саду у детей этого возраста возникают чаще всего, если ребенок эмоционально не связан с партнером по игре. Так, желание командовать может побудить его оставить игру с лучшим другом и играть с тем, кто меньше нравится, но слушается.
Игры в этом возрасте усложняются: дети решают, во что играть, кого включить в игру, а кого исключить; распределяют роли: кому достанется более привлекательная, кому - менее.
На любом из этих этапов может возникнуть конфликт.
5-6 лет
Споры о том, во что играть, в этом возрасте возникают все реже. Больше дети конфликтуют по поводу сюжета игры: какие в ней будут ситуации, персонажи и действия этих персонажей.
Могут возникать конфликты по поводу правил игры: это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.
Способы разрешения конфликтов в детском саду
2-3 года
У детей в возрасте 2-3 лет основным «аргументом» в спорах является применение физической силы: они толкаются, дерутся, отнимают игрушки. Дети могут кричать и плакать, стараясь привлечь внимание воспитателя, вовлекая в конфликт других детей.
4-5 лет
В 4-5 лет «игровые» конфликты в детском саду уже часто разрешаются без вмешательства взрослых.
Воспитатель приходит на помощь только при «психологических атаках», когда ребенок кричит, топает ногами, плачет и гримасничает, ничего не объясняя.
Но чаще идет атака словесная: указания сопернику, что ему делать или чего не делать: «Отдай», «Уйди». Обозначение собственной позиции: «Я буду врачом». Отказ выполнять требуемое действие.
5-6 лет
Для решения конфликтов в детском саду старшие дошкольники часто пользуются «угрозами» пожаловаться воспитателю, перестать играть, перестать дружить вообще и словами, произносимыми с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ясно?».
Начинают появляться и первые логические обоснования: «Я первый», «Я тоже хочу», «Это мое»; отсылки к своей роли в игре – «Я врач и знаю, как надо лечить», риторические вопросы: «Зачем ты все сломал?», «Чего ты сюда зашел?».
Все чаще дети пользуются общими правилами: «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым».
В этом же возрасте дети начинают дразниться и обзываться.
Профилактика конфликтов - задача родителей
Полностью предотвратить конфликты между детьми в детском саду нельзя, да и не нужно. Эти ситуации и выход из них – основа социализации ребенка в будущем. Помочь малышу правильно вести себя в ссорах и спорах – задача родителей в процессе подготовки ребенка к детскому саду. Способов такой помощи несколько.
Игры
Играй вместе с ребенком: когда есть общая цель, радости, переживания за общее дело, распределение обязанностей, согласованность действий, ребенок учится уступать желаниям других или убеждать их в своей правоте, действовать для достижения общего результата.
Очень важны сюжетно-ролевые игры. Пусть комната станет больницей, магазином, магистралью, а ребенок - врачом, продавцом, водителем. Ведь любая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель, а это способствует развитию у ребенка навыка общения.
Приемы неигрового типа
• Приучай ребенка к приветствиям и прощаниям, обмену впечатлениями после игры.
• Дай малышу самому решить, когда начать и закончить игру, самостоятельно распределить роли.
• Выслушивай внимательно ребенка и учи его объяснять свои чувства.
Контроль над собственными эмоциями
Проявляя любовь к малышу, старайся не заронить в его сознание мысли о собственной исключительности. Ребенок должен знать, что ты выполняешь его желания, а иногда и капризы вовсе не потому, что обязана это делать, а потому что любишь его. Иногда проси и ребенка пойти на уступки.
Помни, маленькие эгоисты чаще попадают в конфликты в детском саду и им гораздо сложнее выходить из таких ситуаций, чем остальным детям.