Татьяна Здетовецкая
Советы для родителей «Мелкая моторика для развития речи детей. Игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мелкая моторика для развития речи детей». Игры и упражнения.
Назначение: данный материал будет полезен внимательным, заботливым, молодым родителям, чьи дети только учатся произносить звуки, проговаривать слова или строить предложения (с 6-7 месяцев до 5 лет и старше). При составлении консультации использовала материал авторов Бородич А. М., Анищенковой Е. С., Богомоловой А. И.
Публикация «Советы для родителей „Мелкая моторика для развития речи детей, Игры и упражнения“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель: развивать речь детей с помощью формирования мелкой моторики рук.
Роль родителей заключается в создании радостного настроения, в стимулировании интереса ребенка к играм и упражнениям, в соблюдении последовательности в усложнении материала.
Отмечено, что для ряда детей, имеющих речевую патологию, характерно отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Родители могут помочь своему малышу. В семье работу по формированию мелкой моторики пальцев рук можно и нужно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и такое упражнение: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Так нужно делать по 2-3 минуты ежедневно. С десятимесячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные ярко окрашенные предметы, а затем более мелкие.
Формирование моторики пальцев рук позволяет:
1. Стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
2. Совершенствовать внимание и память - психические процессы, тесно связанные с речью.
3. Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма. Для детей двух лет и старше предлагаю несколько упражнений.
«Забей мяч в ворота». Ребенок сидит за столом, у него небольшой мячик. На другом конце стола - «ворота». Нужно прокатить мяч по столу так, чтобы он попал в ворота. С детьми более старшего возраста можно играть вдвоем: родители и ребенок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся посередине.
«Перебираем крупу». Необходимы две пустые коробочки и одна - со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружочками. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части. Для усложнения можно выполнять упражнение на время.
«Шаловливый котенок». Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой ребенок должен смотать клубок. Для усложнения можно провести соревнование между ребенком и родителями.
«Шофер». На столе раскладываются маленькие предметы (фигурки животных, кубики, пуговицы) на расстоянии 5-7 см друг от друга. Понадобится также фишка - пластмассовый или деревянный кружок. Передвигая фишку одним пальцем, нужно «объехать» все препятствия, ничего не задев. Для усложнения увеличиваем количество предметов.
«Поймай рыбку». На столе две коробки, в одной из которых лежат «рыбки» - мелкие фигурки, шарики. У ребенка в руках сачок для аквариума. Ему предлагается переложить фигурки по одной из первой коробки во вторую, действуя правой, а затем левой рукой.
Для усложнения предлагаю упражнения - движения пальчиков рук сопровождаются проговариванием стихов:
Бусинки - горошки
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки,
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки.
Игра с горошком
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать
Надо пальчику сказать,
- Пальчик, пальчик, мой хороший
Ты прижми к столу горошек
Покрути и покатай
И другому передай.
«Прятки» - игра направлена на сжимание и разжимание пальцев рук.
В прятки пальчики играли,
И головки убирали.
Вот так, вот так.
И головки убирали.
Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Флажок». Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
«Стол». Левую ладонь сжать в кулак, поставить на стол, правую раскрыть и положить сверху.
«Шарик». Пальцы каждой руки соединить в щепотки и приблизить друг к другу. Дуть на них, при этом пальчики принимают форму шара. Затем шар сдувается, и пальчики принимают исходное положение.
«Летит оса». Пальцы сжать в кулак, один поднять вверх. Выполнять им вращательные движения. Повторить другими пальцами.
«Зайчик». Указательный и средний пальцы поднять вверх и развести в стороны, остальные прижать к ладони. Шевелить «ушками»
При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки, стихи. Эти инсценировки могут проводиться родителями с детьми более раннего возраста (формируем пассивный словарь ребенка)
«Пальчики» - сгибать пальчики по очереди, начиная с большого.
Большой пальчик сливы трясет,
Второй их собирает,
Третий в дом несет,
Четвертый высыпает,
Самый маленький-шалун
Все, все, все съедает.
«Пальчики в лесу»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Это резал, этот ел,
Ну, а этот все глядел.
«Этот пальчик»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише, не шуми,
Братиков не разбуди!
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
Советую делать массаж пальчикам с использованием стихов:
«Дружная семья» - соединяем указательный и большой пальчики - это колечко. Одеваем колечко на пальчики по очереди (массажируем).
Этот пальчик - дедушка.
Этот пальчик-бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
Развитию мелкой моторики рук, что способствует развитию речи ребенка, помогут следующие занятия:
- изготовление бус,
- собирание пирамидок, матрешек, мозаики,
- лепка,
- аппликация,
- обведение трафаретов с последующей штриховкой,
- игры с набором мелких игрушек,
- работа с дошкольными прописями.
Желаю родителям и их детям добиться поставленной цели в развитии речи и достичь больших результатов.