Оксана Александровна Волкова
Сотрудничество воспитателя ГПД и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Сотрудничество воспитателя ГПД и семьи как связь поколений в деле воспитания учеников начальной школы
«Без семьи, без помощи родителей нам не обойтись
не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах».
В. А. Сухомлинский
В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Публикация «Сотрудничество воспитателя ГПД и семьи» размещена в разделах
Традиционное обучение основано на положении учителя или воспитателя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как субъекте своей учебной деятельности.
Сотрудничество понимается как взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса.
Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Взаимодействие семьи и школы – важная и сложная проблема в работе каждого педагога, т. к. семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности. Самое главное в этом вопросе, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречило одно другому, а положительно и активно воспринималось ребёнком.
Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы воспитателя ГПД, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности.
Развитие личности ребенка, происходит, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.
Формы участия родителей в жизни школы разнообразны и эффективны, они дают возможность осуществлять неформальные связи родителей и воспитателей, служат средством обратной связи, дают объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи.
Работа с родителями осуществляется по трем основным направлениям:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей;
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.
Суть взаимодействия воспитателя ГПД и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Принцип уважения и доверия:
• Уважать человека в себе и уважать всех;
• Создавать свободу доверия на основе взаимоуважения;
• Бережно и чутко относиться к родителям, избегать противоборства и конфликтов, так как в итоге страдают дети.
Это помогает мне, как воспитателю ГПД, и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.
Воспитатель ГПД проводит целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между детьми и их родителями, создает ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:
а) поздравления с праздниками, днем рождения (подарки, сюрпризы);
б) сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких;
в) рассказы о профессиях своих родителей;
г) творческие встречи с родителями, рассказывающие об их увлечениях;
д) организация выставок результатов труда родителей.
Каждый воспитатель ГПД выстраивает свою систему взаимоотношений, ищет свои формы и методы работы с различными категориями родителей. Необходима тщательная диагностика семейного воспитания, чтобы определить позитивный опыт, педагогический потенциал семей, скорректировать недостатки в воспитании, определить ценностные ориентации, которые должны быть восприняты родителями. Положительное воспитывающее воздействие со стороны семьи и школы должно быть взаимодополняемым и сочетать в себе диалог и партнерские отношения. Таким образом, складывается система работы воспитателя ГПД с родителями.
Важно уделять особое внимание знакомству родителей учащихся с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе. Знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать возможность родителям стать активными участниками внеклассных дел. Привлекать родителей к кружковой и творческой работе с детским коллективом, в котором учится их ребенок. В нашем классе есть группы родителей (родительские мини-объединения, которые помогают организовывать игровые мероприятия, оформляют стенгазеты и классные издания. Так, через изучение семей и совместную деятельность родителей и детей, воспитатель ГПД добивается вовлечения родителей в «образовательно-воспитательное пространство».
Опыт воспитателя ГПД многогранен. По своему статусу именно он – основной субъект воспитательной работы с родителями после уроков. Воспитатель вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, корректировки воздействий окружающей социальной среды. Успеха добивается тот педагог, кто осуществляет переход к принципиально новым формам отношений: «образовательное учреждение делает педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцируемым, гуманизирует отношения между детьми, педагогами и родителями; создает такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности…»
Сотрудничество учителей и воспитателей ГПД, учащихся и родителей в образовательно-воспитательном процессе позволяет получить в союзники родителей и дольше удерживать желание учеников учиться в школе.
Так кому же мы помогаем? Себе? Ученикам? Родителям? Вопрос остается открытым. У каждого, наверное, свой ответ. Но самое главное, чтобы всем нам от такого сотрудничества было чуть лучше, чуть уютнее, чуть теплее. И тогда школа сможет помочь детям и родителям успешно справляться с проблемами.