Марина Чмелева
Сотрудничество семьи и воспитателей как условие успешной адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к ДОУ.
▼ Скачать
Условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста в ДОУ
Адаптация ребенка в ДОУ - довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением во всех системах организма.
Публикация «Сотрудничество семьи и воспитателей как условие успешной адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к ДОУ,» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Средняя группа
- Темочки
Можно ли себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Представьте себе, что мы попадаем в незнакомый город, с путаницей улиц, наполненный своими жителями, причем все они больше нас, а есть и просто гиганты. Гиганты проявляют к нам особый интерес, но их намерения пока неясны - добрые или не очень, поэтому, на всякий случай, надо быть с ними настороже! А в квартире, в которой нам предстоит жить, живут еще 15-20 человек. Их так много, все о чем-то говорят, бегают, иногда плачут, и нет такого места, где можно было бы от всего этого кошмара спрятаться, и нет ни одного знакомого, близкого человека, который бы объяснил, что это за люди, который бы помог, поддержал (В. А. Петровский).
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три стадии адаптационного процесса:
• острая фаза - сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц;
• подострая фаза - характеризируется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами;
фаза длится 3-5 месяцев;
• фаза компенсации - характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.
При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
• легкая адаптация - поведения нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
• адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
• тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то неумения освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с детьми, с воспитателями. Именно поэтому, одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрей и безболезненней освоиться в новой ситуации, почувствовать себя уверенней. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают, в каком помещении он живет. Для успешной адаптации младшего дошкольника к условиям дошкольного учреждения, необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием (Р. Б. Стеркина).
Для того, чтобы процесс адаптации в детском саду не вызывал у ребенка проблем в физическом и личностном развитии, необходим организованный процесс сотрудничества педагогов ДОУ с семьей.
Поскольку от образа жизни семьи в целом зависит и эмоциональная сфера ребенка и его отношение к окружающему миру. Специфика семейного воспитания заключается в том, что оно эмоционально по своему характеру, так как в основе его лежит любовь родителей к детям и ответные чувства ребенка к родителям. В семье ребенок с раннего возраста участвует в процессе общения и взаимодействия с близкими людьми разного пола, возраста, профессиональных интересов, потребностей.
Семья, благодаря всему комплексу межличностных отношений и взаимодействий супругов, родителей и детей, создаёт ребенку конкретные условия для физического психического и социального развития.
Наиболее острые переживания у детей дошкольного возраста возникают при нарушениях контактов с родителями.
Отношение дошкольников к окружающему миру в равной степени зависит, как от поведения и действий родителей, так и от помощи педагога - воспитателя детского сада. Именно он вне дома является для дошкольника частью той социальной среды, общества, опыт которого усваивается ребенком в процессе воспитания. Воспитатель не только помогает сохранить на протяжении всего дошкольного детства изначально присущую детям открытость окружающему миру и доверчивое отношение к людям, но и способствует тому, чтобы эти качества стали ведущими для ребенка. Именно эти качества развивают уверенность в себе и позитивно сказываются на развитии положительного отношения личности к окружающему в дальнейшем. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни педагоги склонялись в пользу семьи, другие — в пользу общественного воспитания. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - система последовательных, повторяющихся действий, в которых нет перерывов и перемен. И. Г. Песталоцци утверждал, что семья — подлинный орган воспитания, она учит словом, делом, личным примером.
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в ДОУ или школе.
Известный отечественный психолог А. Н. Леонтъев из всего многообразия окружающего мира, который, так или иначе, влияет на маленького человека, выделил круг интимно-близких малышу людей, к воспитательным воздействия которых он особенно чувствителен, - это, прежде всего, его родители. Именно поэтому, рассуждая об особенностях организации процесс адаптации ребенка в ДОУ, надо обратиться к семье.
Следует отметить, что педагоги ДОУ не всегда проникаются сознанием необходимости и важности сотрудничества с семьей. Поэтому очень часто бывает, что две стороны, заинтересованные в воспитании ребёнка, воспитывают его автономно, независимо друг от друга. Это не может дать хороших результатов, тем более в процессе адаптации в детей дошкольного возраста в ДОУ, когда от единства взглядов и подходов зависти общий результат. Важно, чтобы взрослые договорились о единых требованиях, предъявляемых к ребенку, о методах воздействия, способах обучения и воспитания.
Таким образом, можно сделать вывод, что в основе организации работы с родителями лежит принцип сотрудничества. Инициатором этого сотрудничества должны стать педагоги ДОУ, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, стало быть, ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и ДОУ. Наиболее оптимально они складываются, когда обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание. Поэтому психолого-педагогическое просвещение родителей должно иметь целевую направленность в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Педагоги не должны забывать о правилах взаимодействия с родителями:
- обращайтесь к родителям всегда по имени-отчеству;
- проявляйте искренний интерес;
- умейте слушать;
- проявляйте доброжелательность в общении с родителями.
Большое значение в развитии положительного эмоционального отношения к действительности, в частности, к ДОУ имеет сотрудничество педагогов и родителей ребенка, которое создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для эмоционального развития ребенка. Воспитание детей с учетом их возрастных особенностей требует установления преемственности между системой семейного воспитания и воспитанием в ДОУ. Наиболее реальным шагом в направлении педагогизации взрослых – родителей - является усиление педагогической и психологической направленности родительских собраний, бесед, посвященных проблемам детства. В связи, с чем в нашем дошкольном образовательном учреждении практикуются различные формы сотрудничества с родителями:
• дистанционное обучение родителей
• индивидуальные консультации;
• родительские конференции;
• родительские собрания;
• круглые столы;
• презентации;
• вечера встреч;
• семейные праздники, совместные праздники ДОУ и семьи.
• совместные субботники.
Таким образом, подводя итоги можно сказать, что сотрудничество ДОУ с семьей - условие благополучного психофизиологического развития ребенка младшего дошкольного возраста.
[/b]
Список используемой литературы
1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968.
2. Буре Р. С. Воспитание в процессе обучения в детском саду, — М, 1981.
3. Как помощь ребёнку войти в современный мир? / Под ред.
Т. В. Антоновой - М., 1995.
4. Общение между детьми в детском саду и семье. / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. - М., 1990.
5. Поддъяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996.