Галина Юшина
Сотрудничество семьи и ДОУ как залог успешного воспитания ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Нижняя Покровка» Перелюбского муниципального района Саратовской области
доклад по теме:
"Сотрудничество семьи и ДОУ залог успешного воспитания ребенка"
подготовила воспитатель первой квалификационной категории
Юшина Галина Анатольевна
1. Сотрудничество семьи и ДОУ,
залог успешного воспитания ребенка
Публикация «Сотрудничество семьи и ДОУ как залог успешного воспитания ребенка» размещена в разделах
1.1. Актуальность Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные изменения. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Одной из основных задач детского сада является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоим мы педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, па основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании. Поэтому нам необходимо проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. По результатам анкетирования было установлено.
По мнению родителей наиболее эффективными считаются следующие формы работы:
- совместные праздники- 20% (2человека);
- родительские собрания - 20% (2 человека);
-индивидуальные беседы и консультации- 20% (2 человека);
- другие формы работы - 40% (4 человека);
1.2. Новизна и оригинальность : признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Поэтому мы педагоги МБДОУ решили: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Для этого организовали работу с семьей так, что детям и родителям представилась возможность для дополнительного эмоционального общения хотя бы в стенах ДОУ. Педагоги ДОУ надеются, что начавшееся в стенах ДОУ общение, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы, общие дела детей и родителей
В соответствии с новыми требованиями ФГОС к обучению, воспитанию и развитию детей используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, мы применяем следующие формы работы с семьей внутри детского сада родителями которые должны охватыватывают все образовательные области:
«Познавательное развитие» — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к развлечениям, конкурсам, совместные дополнительные мероприятия с семьей в детском саду, проектная деятельность и др.
«Социально –коммуникативное развитие» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок детских работ и совместных работ детей и их родителей; вовлечение родителей в подготовку и проведение мероприятий в ДОУ. Индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, мастер-классы, участие в конкурсах, акциях «Подарите радость», совместная деятельность и др.
«Речевое развитие» — совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.
1
«Художественно-эстетическое развитие»-совместные рисунки и поделки, музыкально-художественная деятельность активное участие праздниках, концертах.
«Физическое развитие» -знакомство родителей с эффективными средствами закаливания, профилактика заболеваний, безопасное поведение в различное время года через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию семейных спортивных состязаний и праздников, организация совместных соревнованиях, привлечение к участию и помощь в проведении олимпиад внутри сада, изготовлению нестандартного оборудования, информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.
2. Принципы взаимодействия
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Для достижения положительных результатов на базе нашего ДОУ внедряем нетрадиционные формы взаимодействия с родителями :почта доверия через книгу «Добрых слов и пожеланий», волшебная коробка пожеланий и предложений «Добрые слова» Содержание книги:благодарности, признательности, выражение тёплых чувств;мини сочинения о детях;размышления о родителях;средство общения с родителями через письма; заметки о проходящих в детском саду мероприятиях Мини письма о Шкатулка добрых слов Мы создали в группе книгу "Книгу добрых слов", чтобы родители не только почувствовали всю любовь и уважение к нам и нашим детям, а еще смогли внести свою лепту добра, теплых взаимоотношений в наш маленький, сказочный мира детства. Родительские мини-музей книги результат общения совместной работы воспитателя, детей и их семей. Дни именинника Совместные инсценировки сказок Благоустройство участка Совместные субботники по благоустройству группы подготовка к празднованию Нового Года Совместные проекты Проект «Сказка в жизни ребенка "Ко дню победы конкурс "Звезда памяти"Конкурс «Мой прогулочный участок» Выпуск родительских газет «Семейный калейдоскоп», акциях «Подарите радость» Сближению детей, родителей и воспитателей способствует и использование такой формы работы как помощь родителей в пополнение развивающей среды группы и т. д И выяснили, что семья и дошкольные учреждения - два важных и равноценных по значимости института социализации детей, с различными воспитательными функциями, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.
2
3. Вывод
В вопросе работы с родителями важно заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педагогическим минимумом, привлечение их к сотрудничеству с ДОУ.
В работе с родителями нужно использовать дифференцированный подход, так как это необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.
Заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия с ДОУ, т. е способы организации их совместной деятельности и общения, основная задача педагогов.
Основная цель всех форм взаимодействия ДОУ и семьи, установление доверительных отношении между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие современного детского сада и семьи направлено на обеспечение единства и согласованности в воспитании и обучении. Главный принцип взаимодействия это открытость детского сада, всего учебно-воспитательного процесса. Отсюда важно и включение родителей в управленческий состав, обсуждение разных проблем воспитания, приглашение их в качестве гостей на открытые мероприятия, участие в праздниках в качестве героев (конечно же с их согласия) дает им возможность испытать всю прелесть подготовки и атмосферы праздника. Так же остаются интересными активными формы взаимодействия – совместные досуги. Важным моментом взаимодействия является показ деятельности детей и педагогов.
Осуществляя сотрудничество с родителями в решении задач воспитания, развития и социализации дошкольников, педагоги нашего ДОУ стремятся к созданию дружелюбного партнерства межу детским садом и семьей. Сотрудничесво с семьей направлено на проведение занятий, которые ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей.
Взаимодействие современного детского сада и семьи направлено на обеспечение единства и согласованности в воспитании и обучении. Главный принцип взаимодействия это. Отсюда важно и включение родителей в управленческий состав, вовлечение в сотрудничество с ДОУ. Важным моментом взаимодействия является показ деятельности детей и педагогов.
Работа будет наиболее эффективной если включенность всех участников будет на должном уровне, мероприятия проводиться в системе, без пропусков как педагогов, так и членов семей воспитанников.
4. Заключение Таким образом, сотрудничество со специалистами ДОУ вовлекает родителей в образовательный процесс, помогает родителям получать и применять новые знания и умения, учиться слушать и слышать своих детей и сотрудников ДОУ. В результате такой работы: родители увидят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Хочется еще раз подчеркнуть, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в детском саду важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
Спасибо за внимание! 3
Список литературы
1. Основная образовательная программа"От рождения до школы" Изд. дом «Мозаика синтез», 2015.
2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М. : Изд. дом «Карапуз», 2002.
3. Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М, 2004.
4. Атемаскина Ю. В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьей. // Управление ДОУ. 2004. №5. С. 28.
5. Богославец Л. Г., Майер А. А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города. // Управление ДОУ. 2004. №5. С. 18
6. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
7. Виноградова Н. А., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М. Педагогика, 1993.
8 Виноградова Н. А., Панкова Е. П. образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис – пресс, 2008.
9. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей. / [Т. Н. Доронова, Е. В. Глушакова, Т. И. Гризик и др. ] М: Просвещение, 2005.