Меньшова Екатерина
Сотрудничество ДОУ и родителей как важная альтернатива, требующая внимания
▼ Скачать + Заказать документы
СОТРУДНИЧЕСТВО ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ВАЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА, ТРЕБУЮЩАЯ ВНИМАНИЯ
Аннотация. В статье раскрываются основные направления сотрудничества педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: семейное воспитание, сотрудничество, взаимодействие, формы сотрудничества.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка.
Публикация «Сотрудничество ДОУ и родителей как важная альтернатива, требующая внимания» размещена в разделах
В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОО, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9).
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОО решается в трех направлениях [2] :
• повышение педагогической культуры родителей.
• вовлечение родителей в деятельность ДОО.
• совместная работа по обмену опытом.
Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Родители должны осознать, что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.
Для эффективной работы с родителями в новых условиях следует начинать с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду [3]. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Наиболее распространё нными методами изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи. Все эти действия помогают нам правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье.
Очень важно в индивидуальной работе с родителями посещать семьи. Это позволяет нам как воспитателям познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, составом семьи (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками и т. д., с общей атмосферой в доме, с семейным укладом и традициями, опытом семейного воспитания, хобби, интересами и желаниями в отношении воспитания детей в семье и детском саду. В результате этого посещения мы можем дать родителям более обоснованные рекомендации, мы находим вместе оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Наблюдение как индивидуальный метод изучения семьи. Необходимо заранее определить, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению. Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы подбираем наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка.
Родительское собрание. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Поэтому подготовку к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет изучить интересующие родителей темы по воспитанию, собрать разнообразный материал, выбрать формы предоставления этой информации (фотовыставки, презентации игр, литературы, методических пособий) Предварительно готовим с детьми приглашения на собрания, подбираем материал к конкурсам, изготавливаем памятки, оформляем благодарности. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом.
Праздники и подготовка к ним. В результате подготовки (выступление детей в костюмах, изготовленных родителями.) и проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Выставки – коллекции. Дети, посещая данные выставки, приобретают новые знания, расширяют кругозор, учатся рассказывать о предметах выставки – коллекции. Родители приобретают опыт как из самых обычных вещей можно создать коллекцию, что рассказать ребенку о традиционных предметах.
Здоровые дети - надёжное будущее. В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Родители помогают в изготовлении своими руками интересных для детей игровых тренажеров, атрибутов для игры. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты», «Зарница», «Ловкие, сильные, смелые!», стать активными участниками прогулки-похода по окрестностям города, в парковую или природную зону отдыха. Эмоции, возникающие после мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких.
Мы согласны с мнением Т. Н. Астраханцевой [1], что эффективной линией воздействия на семью – это воздействие через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят угощения, подарки, придумывают сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т. д. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.
Итак, отношения дошкольного образовательной организации с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астраханцева, Т. Н. Актуальные проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями : крат. курс лекций : [учеб. пособие] / Т. Н. Астраханцева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 78 с.
2. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ/ О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : 2005. - 89 с.
3. Доронова, Т. Н. О взаимодействии дошкольных образовательных учреждений с семьёй / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 3. – С. 87.