Галина Кобзева
Сотрудничество ДОО и социальных институтов в реализации регионального компонента содержания дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Кроме того, детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад – семья – социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка на основе изучения истории своей Родины, своего края, своей семьи. Именно поэтому коллектив ДОУ устанавливает утраченные связи между поколениями, способствует формированию у детей чувства исторической сопричастности к своей малой родине через организацию сотрудничества между ДОУ и социальными партнерами по реализации регионального компонента. Нами ведется планомерная работа по расширению внешних связей с социумом с целью создания единого социально-образовательного пространства для формирования духовно-нравственных, патриотических чувств у воспитанников. Нашими социальными партнерами являются :
Публикация «Сотрудничество ДОО и социальных институтов в реализации регионального компонента содержания дошкольного образования» размещена в разделах
- городская детская библиотека № 2 имени И. А. Бунина;
- липецкая областная филармония;
- фольклорная группа «Радуга»;
- МУ «Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства»;
- МБОУ СОШ № 21 г. Липецка;
- Липецкий государственный театр кукол.
Педагоги ДОУ стараются донести до сознания воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать дошкольников в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры – фольклору, содержание которого отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Решение поставленных задач осуществляется через организацию выступлений фольклорной группы «Радуга». Представленные сценарии фольклорных и обрядовых праздников посвящены различным календарным праздникам и активному участию в них детей («Осенние посиделки», «Святки», «Рождество», «Масленица», «Светлое Христово воскресенье», «Троица» и др.). Дошкольники знают, что главными традиционными атрибутами народного празднования Масленицы являются - блины, чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья и что каждый день недели имеет свое название: понедельник – «встреча», вторник – «заигрыш», среда – «лакомка», четверг – «широкая масленица» и т. д. ; почему под Рождество ходят от дома к дому и поют колядки – песни с пожеланием благополучия и богатого урожая; почему на Троицу воздают почести березке, украшают ее цветными лентами, водят вокруг нее хороводы. Проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.
Обрядовые праздники всегда связаны с народной игрой, как частью традиционной культуры и занимают значимое место в социализации ребенка. В них выражаются быт, представления о нормах поведения в конкретных взаимоотношениях, в которых протекает жизнь ребенка. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали процесс игры более интересным и содержательным. Следует отметить, что народные игры широко внедряются педагогами в образовательный процесс ДОУ. Это такие игры, как «Забегалы», «Удочка», «Летучий мяч», «Третий лишний», «Ручеек», «Горелки». Они развивают у детей быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.
Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных музыкальных инструментах : колокольчики, ложки, ложки с бубенцами, трещотки, рубель, гудки, свистульки. Знакомство с новыми инструментами, исполнение под их аккомпанемент песен, плясок способствует музыкальному развитию детей и находит продолжение в работе музыкального руководителя А. С. Медведевой.
Массу положительных эмоций получают дети при посещении липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства, в котором в полном объеме представлены предметы народных промыслов и ремесел Липецкой земли. Особенно полюбились детям выездные программы «Музей в корзинке» дающие возможность прикоснуться к удивительному миру народной культуры, почувствовать себя в роли гончара, игрушечника или кружевницы. Особый интерес у детей вызывают встречи с преподавателем ЛГПУ С. Ю. Пастуховой, которая уделяет большое внимание изучению традиционной глиняной игрушке Липецкой области (романовской, добровской, измалковской). В ходе занятий ребята знакомятся и историей возникновения и развития промыслов, основными сюжетами и образами глиняной игрушки, изучают традиционные приемы лепки и росписи, учатся выполнять свисток. Погружая в мир народного искусства Пастухова С. Ю. способствует формированию нравственно-эстетической отзывчивости дошкольников, воспитанию чувства сопричастности к истории родного края.
Не меньший интерес вызывают у детей и педагогов встречи с к. п. н., доцентом ЕГУ им. И. А. Бунина Коротких О. В. Ее мастер-классы на тему «Народная игрушка (кукла) в содержании регионального компонента образования в ДОУ» позволяют понять, что именно народная игрушка в полной мере отражает традиции национального русского искусства и приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка. Интерес к тайнам старинного ремесла у детей растет с каждой изготовленной куклой. Через кукол-оберегов (кукла «Вербница», кукла «Веснянка», «Кубышка-травница», кукла «Благодать» и др.) дети узнают о жизни людей, традициях родного края. Игрушки, созданные своими руками, ценятся больше готовых и «живут» в доме, а затем и в памяти ребенка гораздо дольше. Именно на таких игрушках необходимо воспитывать подрастающее поколение, прививать нравственные устои.
Развитию устойчивого интереса к культурному наследию и истории своей малой родины способствуют экскурсии воспитанников ДОУ в детскую библиотеку № 2 имени И. А. Бунина, где дети знакомятся с произведениями липецких поэтов и писателей, участвуют в литературных праздниках и викторинах, реализуют творческие проекты. Тематика экскурсий разнообразна : «Липецкий зоопарк», «Читаем И. А. Бунина с детства», «Путешествие по Липецку», «Заповедные места» и др. Совместный проект «День птиц» познакомил детей с народной традицией встречать весну «жаворонками» и был направлен на формирование знаний о зимующих и перелетных птицах липецкого края. Надолго дети запомнят встречу с детским поэтом Юрием Янко, который рассказал о своем творчестве, познакомил с героями своих стихов и подарил детям книжку «У котенка день рожденья». По результатам встречи дети отразили свои впечатления от увиденного и услышанного в своих рисунках.
Активное участие принимают дошкольники в конкурсах, организованных центральной библиотечной системой г. Липецка. Детский творческий конкурс «Моя малая Родина», посвященный 65-летию Липецкой области принес победу наши участникам. Работники библиотеки частые гости ДОУ с анонсом произведений писателей детской художественной литературы. Дети любят работать с книгами краеведческой направленности. Они помогают пробудить у детей любопытство, оценить красоту родного края, людей, которые живут рядом или жили когда-то на этой земле. В результате совместной работы ДОУ с библиотекой удалось расширить кругозор детей, решить многие образовательные задачи, повысить познавательный интерес к изучению природы и истории своего родного края.
В целях реализации концепции преемственности ДОУ № 103 и начальной школы МБОУ СОШ № 21 разработаны совместные мероприятия: «День знаний», «Новый год», «Последний звонок» и другие. Наши воспитанники с удовольствием ходят на экскурсии в школу, которые проводятся в занимательной форме на тему «Удивительное в школе». Стало доброй традицией совместное изготовление подарков для ветеранов Великой Отечественной войны, выставок детских работ «День Победы глазами детей».
Для расширения социокультурного пространства, успешной социализации дошкольников активно строится взаимодействие с кукольным театром, липецкой областной филармонией. Предложенные театральные постановки, концерты, такие как «Семь я и моя семья», «Живой уголок», «Живет на планете народ веселый дети» всегда пробуждают в детях эмоциональную отзывчивость.
Опыт работы нашего ДОУ с социальными партнерами показывает, что активная позиция детского сада влияет на личную позицию педагогов, детей и родителей, делает учебно-воспитательный процесс более открытым, эффективным. Организация социокультурной связи между ДОУ и социумом позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей в реализации регионального компонента содержания дошкольного образования, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Список литературы
1. Коротких О. В. Игрушка как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного воспитания ребенка. – Елец, 2013. – 33 с.
2. Куприна А. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А, Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – Санкт-Петербург, 1999, «Детство-Пресс» - 380 с.
2. Пастухова С. Ю. Художественная керамика. Программа дополнительного образования детей. – Липецк, 2009. – 28 с.