Ксения Снитко
Состояние игровой деятельности у детей с церебральным параличом
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность дошкольников с ДЦП четырех-пяти лет (первый год обучения) на момент их поступления в детский сад носит процессуальный, подражательный характер, игра не имеет определенного замысла, предлагаемые действия односторонни, можно отметить узкий круг средств выразительности, сжатость речевого сопровождения игровых действий. На данном этапе сюжетно-ролевая игра отсутствует, однако присутствуют одиночные игры и игры «рядом».
Публикация «Состояние игровой деятельности у детей с церебральным параличом» размещена в разделах
Подвижная игра одно из средств коррекции у детей с ДЦП, указывает на большую эмоциональность при игровой деятельности. Если ребенок-инвалид получает радость и эмоциональный подъем от подвижной игры, то получен значительный результат игры. За счет этого подвижные игры особенно с элементами соревнования, сильнее, нежели другие формы физического воспитания, адекватны потребностям организма детей с ДЦП в движении. На ребенка с ДЦП оказывается всестороннее влияние во время проведения подвижных игр, особенно на моторику и нервно-психическую сферу играющего
Целенаправленное обучение игровой деятельности с показом игровых действий и ситуаций может поменять характер игры, а так же привести к образованию устойчивых групп играющих «рядом» или же к подгрупповым играм на основе индивидуальных и эмоционально-личностных предпочтений. В процессе игры между играющими детьми-инвалидами возникает межличностное общение. Дети начинают воспроизводить последовательность сюжетных действий, процессуальные действия, начинается применение предметов-заместителей. Благодаря коррекционно-развивающей работе происходит увеличение продолжительность игры до десяти-двадцати минут.
Отсюда, можно сделать вывод, что на первом году обучения детей с детским церебральным параличом четырех-пяти лет в игровой деятельности отмечается динамика в развитии мотивационно-потребностных и операционных ее компонентов. Предметные действия приобретают характер отобразительных и даже ролевых игр.
Во второй год обучения игровая деятельность детей с ДЦП пяти-шести лет может характеризоваться становлением сюжетно-ролевой игры. Происходит расширение тематики игр, игра структурно обогащается, продолжительность проведения игр увеличивается, совершенствуются игровые приемы, применяются предметы-заместители, количество участников в игре становится больше (примерно четыре - пять игрока, ребенок примеряет роль на себя, происходит ролевое общение в игре. С. Д. Антонюк указывает на то, что положительная динамика в качественно-количественной игровой деятельности вероятна в связи с хорошим психолого-педагогическим сопровождением детей, а также благодаря проведению коррекционно-развивающей работы с ними.
Игровой деятельности дошкольников с ДЦП шести-семи лет (третий год обучения) характерно незначительное изменение структурно-динамической стороны. На данном этапе возникает организация самостоятельных творческих коллективов, роль взрослого в игре меняется. Если до этого он был инициатором в подвижной игре, то сейчас лишь способствует игре, наблюдает со стороны за игрой, направляет, поощряет, в каком то случае оказывает помощь. В подвижной игре в основном более обширно начинает воспроизводятся отношения межу детьми, их ролевое взаимодействие. Замысел реализуется в творчество, возможности игры расширяются, она включает в себя определенное количество компонентов и состоит из нескольких сюжетов, постепенно переходящих один в другой. Игра может длиться тридцать пять минут, а иногда и более.
Игру детей с детским церебральным параличом и детей без двигательной патологии нельзя объединять. У детей с ДЦП раскрывается значительный, чем при развитии без патологии, разброс уровней игры в одной возрастной группе, неоднородная сформированность некоторых структурных компонентов игры внутри одного игрового уровня. Кроме того дести с ДЦП в большей степени нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослого, мотивация к игровой деятельности у них не так сильно развита, может наблюдаться низкая активность в подвижной игре.
Основная задача при использовании подвижных игр у дошкольников с ДЦП является повышение уровня двигательной моторики, добиваться вертикального положения тела, развитие мелкой моторики рук. Существенное условие решения данной задачи - расслабление спастически сокращенных мышц и укрепление ослабленных, растянутых мышц. Реализация подвижных игр в занятиях дошкольников с ДЦП особенно необходима для детей-инвалидов, благодаря намеренно направленным упражнениям происходит трофическое влияние на их организм, которое в свою очередь помогает восстановлению иннервационных механизмов и предупреждению образования вторичных контрактур и деформаций, а при необходимости содействуют формированию компенсации, помогает улучшению психомоторных показателей развития, улучшению работы дыхательной систем, вестибулярного аппарата, коррекции нарушенной осанки.
Важным условием воспитания игровой деятельности у ребенка с ДЦП считается проводимая с ним адекватная, компетентная, регулярная коррекционно-развивающая работа по формированию основных структурных компонентов вида деятельности. Регулярное применение игрового метода при проведении ЛФК, а так же других видов занятий приводит к хорошим результатам в улучшении двигательных навыков.
Отрицательное влияние двигательного дефекта на психическое развитие ребенка с ДЦП в результате может привести к тому, что он развивается в условиях дизонтогенеза по дефицитарному типу. То чем раньше проведена диагностика двигательной патологии и психического развития ребенка-инвалида, тем раньше необходимо использовать комплексную психолого-педагогическую коррекционно-развивающую работу. В результате, во время проведенная работа дает большую вероятность невозникновения тяжелых вторичных отклонений в психическом развитии, а также способствует положительному прогнозу по социальной реабилитации и адаптации.
Литература
1. Психолого-медико-педагогическое обследование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : Учебно-методическое пособие / Р. К. Айтжанова и др. - СПб. : «СОЮЗ», 2013. - 320 с.
2. Степанова О. А., Вайнер М. Э., Чутко Н. Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. - М., 2003. С. 78