Папки-передвижки

Составление загадок по моделям

Марина Хрулева
Составление загадок по моделям
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила: Хрулева М. А.

Последнее время можно наблюдать ситуации, когда воспитатели, предлагая детям отгадать загадку, начинают зачитывать рифмованный стишок по типу «доскажи словечко».

Предлагаю вспомнить, что такое загадка. Загадка – это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. (слайд №)

Тем самым становится очевидным, что загадка является средством и технологией развития речевого творчества.

Публикация «Составление загадок по моделям» размещена в разделах

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты. Наши наблюдения показали, что отгадывание происходит у более сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне «озарения» или путем перебора вариантов.

А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте Т. А. Сидорчук данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников.

(слайд№) Был разработан алгоритм мыслительных действий при составлении загадок :

1. Выбор объекта на картине.

2. Выбор модели загадки.

3. Подбор характеристик и сравнения с другими объектами.

4. Выбор наиболее удачных сравнений.

5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов «как», «но не».

6. Выразительное чтение загадки.

Существует 3 модели составления загадок :

1 модель предусматривает составление загадки на основе сравнений объекта по признакам – цвет, форма, действия, качества, особенности.

(Слайд №) Репейник

Какой? (Кто?) Что такое же?

Колючий Как еж, кактус, елочка.

Лохматый Собака, шуба, медведь.

Приставучий Липучка, непослушный

ребенок, жвачка, смола.

Итог:

Колючий, как ёж

лохматый, как собака

приставучий, но не смола.

Из предложенных вариантов сравнений выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Содержание загадки строится, не называя заданный объект, перечисляются признаки, которые через связки «как» или «но не» сравниваются с другими объектами.

2 модель предусматривает составление загадки на основе действий, сравнение с другим объектом по схожести ярко выраженных действий.

Что делает? Кто?) Что делает так же?

У объекта выделяются действия и перечисляются другие объекты, у которых данные действия ярко выражены.

Лягушка

Что делает? (Кто?)Что делает так же?

Прыгает Заяц, мяч.

Ныряет Водолаз, утка.

Плавает Лодочка, рыба.

Итог:

Прыгает, но не мяч

ныряет, но не утка

плавает, как лодочка.

Из предложенных вариантов сравнений выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Строится содержание загадки не называя заданный объект, перечисляются действия, которые через связки «как» или «но не» сравниваются с другими объектами.

3 модель предусматривает составление загадки на основе выделения части объекта и аналогии других объектов с такими же частями

(слайд№) Часы

Какая часть? У какого объекта есть такая

часть?

Стрелки Как у компаса

Цифры Как в математике

Круг Как лик луны

Итог:

Стрелки, но не как у компаса

цифры, но не из учебника математики

на круге, но не на лике луны.

Из предложенных объектов, выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Содержание загадки строится, не называя заданный объект, перечисляются части объекта, которые через связки «как» или «но не» сравниваются с другими частями и объектами.

Мастер-класс по составлению загадок по модели № 1, 2

Методические рекомендации:

• Работа с загадки является пропедевтической этому составления образных характеристик объектов.

• При совместном составлении загадок окончательный текст читает воспитатель, а дети его повторяют.

• Сочинять загадки целесообразно об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяет выбрать широкий круг других объектов для сравнения.

В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции, дети получают радость от речевого творчества, надеюсь такую же какую получили и Вы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине "Зимние забавы"» Задачи: - связная.

Картотека загадок о книге ко Дню загадок на МAAM КО ДНЮ ЗАГАДОК НА МААМ " КАРТОТЕКА ЗАГАДОК О КНИГЕ " Загадки про книги Я всё знаю, всех учу, А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться,.

Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о матрёшке»Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о матрёшке» Матрешка - не только любимая игрушка, она еще и полезна. С ее помощью ребенок учится ориентироваться в величинах, сравнивать предметы,.

Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о зиме»Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о зиме» Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о зиме» Манвелова Мария Степановнавоспитатель разновозрастная (старшая-подготовительная) группа.

Конспект «Составление описательного рассказа по игрушке «Цыпленок» Тема: "Составление описательного рассказа по игрушке цыпленок" Тип: контрольно-проверочный Группа: средняя. Виды детской деятельности: игровая,.

Рекомендации «Составление годового плана работы ДОУ» Составление годового плана работы дошкольного образовательного учреждения - всегда ответственный и трудоемкий процесс, требующий вдумчивого.

Составление описательных рассказов по мнемотаблице «Осень» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) I. Организационная информация Лобачева М. В. МБДОУ № 5 г. Сорочинск Примечание.

Составление рассказа по картине «Куры» для средней группы Задачи: учить детей составлять короткий описательный рассказ по картине при помощи схемы; учить сравнивать петуха и курицу, курицу и цыплят.

Составление рассказов по раскраскам.Составление рассказов по раскраскам. Детские раскраски – хороший материал для развития мелкой моторики руки, воспитания усидчивости, умения доводить дело до конца, развития.

Составление творческого рассказа по картине ВидеоСоставление творческого рассказа по картине Видео Предлагаю Вашему вниманию интересные приемы по составлению творческого рассказа по картине. С этим материалом меня познакомила моя напарница,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Составление загадок по моделям
Опубликовано: 6 мая 2021 в 15:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Составление загадок по моделям» (включая файлы) размещена пользователем Марина Хрулева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД