Марина Хрулева
Составление загадок по моделям
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Хрулева М. А.
Последнее время можно наблюдать ситуации, когда воспитатели, предлагая детям отгадать загадку, начинают зачитывать рифмованный стишок по типу «доскажи словечко».
Предлагаю вспомнить, что такое загадка. Загадка – это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. (слайд №)
Тем самым становится очевидным, что загадка является средством и технологией развития речевого творчества.
Публикация «Составление загадок по моделям» размещена в разделах
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты. Наши наблюдения показали, что отгадывание происходит у более сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне «озарения» или путем перебора вариантов.
А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте Т. А. Сидорчук данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников.
(слайд№) Был разработан алгоритм мыслительных действий при составлении загадок :
1. Выбор объекта на картине.
2. Выбор модели загадки.
3. Подбор характеристик и сравнения с другими объектами.
4. Выбор наиболее удачных сравнений.
5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов «как», «но не».
6. Выразительное чтение загадки.
Существует 3 модели составления загадок :
1 модель предусматривает составление загадки на основе сравнений объекта по признакам – цвет, форма, действия, качества, особенности.
(Слайд №) Репейник
Какой? (Кто?) Что такое же?
Колючий Как еж, кактус, елочка.
Лохматый Собака, шуба, медведь.
Приставучий Липучка, непослушный
ребенок, жвачка, смола.
Итог:
Колючий, как ёж
лохматый, как собака
приставучий, но не смола.
Из предложенных вариантов сравнений выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Содержание загадки строится, не называя заданный объект, перечисляются признаки, которые через связки «как» или «но не» сравниваются с другими объектами.
2 модель предусматривает составление загадки на основе действий, сравнение с другим объектом по схожести ярко выраженных действий.
Что делает? Кто?) Что делает так же?
У объекта выделяются действия и перечисляются другие объекты, у которых данные действия ярко выражены.
Лягушка
Что делает? (Кто?)Что делает так же?
Прыгает Заяц, мяч.
Ныряет Водолаз, утка.
Плавает Лодочка, рыба.
Итог:
Прыгает, но не мяч
ныряет, но не утка
плавает, как лодочка.
Из предложенных вариантов сравнений выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Строится содержание загадки не называя заданный объект, перечисляются действия, которые через связки «как» или «но не» сравниваются с другими объектами.
3 модель предусматривает составление загадки на основе выделения части объекта и аналогии других объектов с такими же частями
(слайд№) Часы
Какая часть? У какого объекта есть такая
часть?
Стрелки Как у компаса
Цифры Как в математике
Круг Как лик луны
Итог:
Стрелки, но не как у компаса
цифры, но не из учебника математики
на круге, но не на лике луны.
Из предложенных объектов, выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Содержание загадки строится, не называя заданный объект, перечисляются части объекта, которые через связки «как» или «но не» сравниваются с другими частями и объектами.
Мастер-класс по составлению загадок по модели № 1, 2
Методические рекомендации:
• Работа с загадки является пропедевтической этому составления образных характеристик объектов.
• При совместном составлении загадок окончательный текст читает воспитатель, а дети его повторяют.
• Сочинять загадки целесообразно об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяет выбрать широкий круг других объектов для сравнения.
В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции, дети получают радость от речевого творчества, надеюсь такую же какую получили и Вы.