Валентина Ченцова
Составление экологических пирамид
▼ Скачать + Заказать документы
Составление экологических пирамид
При составлении экологических пирамид у детей развивается умение устанавливать последующую зависимость, состоящую из нескольких звеньев; развивается логическое мышление; умение пользоваться схемами. При составлении экологических пирамид дети получают элементарные, основанные на доступных примерах, сведения о последствиях отрицательного воздействия на одно из звеньев природы.
Темочки:
Работу с экологическими пирамидами лучше проводить, когда у детей уже достаточно сформированы знания о среде обитания, питании конкретных животных, птиц, насекомых.
В качестве оборудования могут быть кубики или квадраты, которые крепятся на фланелеграф, на который изображены звенья экологической пирамиды в виде картинок или символов.
Составление экологических пирамид может проводиться как часть занятия по ознакомлению с природой или как самостоятельные дидактические игры.
Примерные варианты с экологическими пирамидами.
Воспитатель (ставит на стол кубик, на котором изображена цапля).
Где живёт цапля? Чем питается?
Дети. Лягушками (находят кубик с изображением лягушки, выставляют на стол).
Воспитатель. Чем питаются лягушки?
Дети. Насекомыми (находят соответствующий кубик).
Воспитатель. Куда мы поставим кубик с насекомыми?
Дети. Кубик с насекомыми поставим в самом низу, потому что ими питаются лягушки, затем ставим кубик с лягушками, а сверху кубик с цаплей, так как она питается лягушками.
Воспитатель. Чем питаются насекомые? Выберите корм и определите его место в пирамиде.
Дети находят кубик с изображением растения. Ставят его в основании пирамиды. Объясняют почему они так сделали.
Воспитатель. Что нужно растению, чтобы оно росло? Выберите необходимые кубики и определите их место в пирамиде.
Дети находят кубики изображающие землю, солнце и ставят их у пирамиды.
Земля, вода, солнце нужны растению для роста, растениями питаются насекомые, которыми питается лягушка, лягушками питается цапля, поэтому она и стоит на верху пирамиды.
Перед составлением этой экологической пирамиды можно прочитать детям следующую экологическую сказку.
Экологическая сказка.
«Что было бы, если б у зайца врагов не было?».
…Надоело как-то зайцу волков бояться. --Хватит, - стукнул он лапой по пеньку, - разбойничали! – Пошё л к кузнецу и говорит: - кузнец, кузнец, не скуешь ли ты мне стальные клыки и стальные когти, да такие большие, такие острые, такие страшные, чтобы все меня боялись?
Выковал кузнец косому стальные клычищи, когтищи, и отправился тот на охоту. Идёт, стальными зубами лязгает, рычит: "Р-р-разор-ву!»
Волки как увидели это чудо-юдо кусачее – перепугались и наутек. А за ними лисы, а за лисами-филины… Совсем не осталось в лесу врагов у зайца. Раздолье косым.
Прошёл год, другой, третий, развелось зайцев в лесу видимо-невидимо. Мечутся по лесу – тощие, голодные. Есть-то стало нечего: обглодали всё. Осины, ивы, выщипали всю траву, не осталось в округе ни одного огорода, ни одного сада! Но, пожалуй, не стоит продолжать эту сказку, потому что у неё грустный конец – пропадать зайцам с голоду.
Выходит, если у заячьего племени не окажется врагов, косым будет не лучше, а хуже. Всем хуже будет. И так не только с зайцами, так с насекомыми, зверями.
(Отрывок из книги «Почемучка» М., Педагогика 1987 г.)
Воспитатель (ставит кубик с изображением зайца) Кто это? Чем питается заяц?
Дети. Растениями. (Корой молодых деревьев, травой).
Воспитатель. Что нужно молодым растениям, чтобы они росли?
Дети подбирают соответствующие кубики.
Воспитатель. Кто охотится на зайцев?
Дети выбирают кубик с изображением волка, лисы, филина, ястреба.
Строится экологическая пирамида. Дети обосновывают её построение.
Воспитатель (убирает верхний кубик с изображением волка). Что произойдет в природе, если у зайцев не будет врагов?
Ответы детей.
Воспитатель. На моём кубике изображён злостный вредитель растений – тля.
Найдите кубик с изображением того, чем тля питается.
Дети находят кубик с изображением растения.