Екатерина Большакова
Составление рассказов по картине «Кошка с котятами»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные цели:
1. Формировать умение составлять развернутый рассказ по картине, опираясь на план.
2. Закрепить в речи названия животных и их детёнышей.
3. Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного.
4. Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов.
5. Закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными.
Воспитательные цели:
Публикация «Составление рассказов по картине „Кошка с котятами“» размещена в разделах
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Кошка с котятами. Составление рассказа по картине
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
1. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений; выполнять правила игры.
2. Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься.
3. Воспитывать доброжелательность.
4. Формировать взаимопонимание.
Коррекционно-развивающие цели:
1. Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, рассуждать над её содержанием (с помощью воспитателя).
2. Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины.
3. Развивать связную речь, зрительное восприятие, внимание.
4. Развивать долговременную память.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных и их детенышей.
2. Чтение рассказов и сказок о домашних животных: С. Маршак «Усатый-полосатый», В. Сутеев «Три котенка», Е. Чарушин Кошка», «Собака», «Утка с утятами», «Цыпленок».
3. Раскрашивание иллюстраций с изображением домашних животных и их детенышей.
Материал: Карточки с изображением животных и их детёнышей, картина "Кошка с котятами", мяч, кукла Незнайка.
Ход занятия.
1. Дидактическая игра «Найди пару»
Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел Незнайка и разложил карточки с животными и детё нышами неправильно: перепутал пары. Давайте поможем Незнайке найти взрослому животному его детёныша и назвать кто у кого, например, «У кошки котёнок», «У собаки щенок» и т. д.
2. Отгадывание загадок.
Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О ком именно вы будете рассказывать, вы узнаете, когда отгадаете загадки, которые вам загадает Незнайка.
• Острые коготки, мягкие подушки;
• Шёрстка пушистая, длинные усы;
• Мурлычет, лакает молоко;
• Умывается языком, прячет нос, когда холодно;
• Хорошо видит в темноте, песни поёт;
• У неё хороший слух, ходит неслышно;
• Умеет выгибать спинку, царапается.
О каком домашнем животном эти загадки? (о кошке). Правильно, ребята. Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.
3. Рассматривание картины «Кошка с котятами»
Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй - чёрный, третий - пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.
Какое имя можно дать кошке? (Мурка, Муся). Котё нок : (Мурзик, Васька) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котё нок : (Степашка, Соня) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котё нок по кличке: (Пушок, Кузя) лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается). Как можно назвать всех, кто изображён на картине? (Кошачья семья). А где же папа-кот? Давайте подумаем, где бы он мог быть? (Ушёл на охоту, спрятался в другой комнате). А теперь подумайте, кто бы мог принести корзину? (Бабушка, мама, хозяйка). Что она скажет кошке с котятами, когда вернётся? ("Какие баловные котята!", "Вот я вас накажу - не дам молока!")
4. Словесная игра с мячом «Что умеет делать кошка?»
Я предлагаю вам встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?" Тот, кто его поймает, даёт ответ, например: "Царапаться". Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним всё то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.
5. Составление рассказов по картине.
Вернемся к картине. Мы будем учиться составлять рассказы по картине. Дома расскажете маме про кошку и котят. Ей будет интересно. Я буду помогать вам.
На картине изображена. (кошка с котятами). Кошка большая. (пушистая, красивая). Рядом с ней. (три котёнка). Они. (маленькие, смешные). Одного котёнка зовут. (Мурзик). Он. (играет с клубками). Другого. (котёнка зовут Кузя). Он. (лакает молоко). Третьего котёнка зовут. (Соней). Соня уже наелась и. (легла рядом с мамой). Папа-кот ушёл. (гулять). Корзину с клубками принесла. (хозяйка). Сейчас она вернётся и скажет. ("Какие баловные котята!") Мне понравилась картина, потому что котята получились. (смешные).
Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Воспитатель выслушивает рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию.
6. Итог занятия.
Дети выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.