Екатерина Жданова
Составление рассказа по серии картинок «Осень золотая в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Составление рассказа по серии картинок на тему «Осень золотая в гости к нам пришла»
Вид занятия: познавательное
Программное содержание:
1. Развивать связную речь.
2. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
3. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
Публикация «Составление рассказа по серии картинок „Осень золотая в гости к нам пришла“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
4. Закреплять умение составлять рассказ по серии картинок.
5. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
6. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
7. Развивать грамматический строй речи.
Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.
Материал:
• Магнитная доска (2 шт)
• картинки с признаками осени (2 шт)
• сюжетные картинки для составления рассказов.
• осенние листья и корзина.
Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ
Ход занятия:
1.- Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года мы сегодня с вами поговорим.
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»
(отрывок из рассказа О. Иваненко «спокойной ночи»)
- Ребята, о каком времени года здесь говорится? (об осени)
- А как вы догадались? (трава пожелтела, птицы стали улетать)
- А кто еще знает признаки наступления осени? (ответы детей)
Воспитатели обращает внимание детей на то, что к ним в гости приходила «осень» и оставил корзину с сюрпризом. (дети рассматривают)
(Корзина с листочками желтые и красные)
Воспитатель предлагает каждому ребенку взять по одной листочку, рассмотреть, ребята, а ведь это не просто так, что листочки у нас красного и желтого цвета. Нам сейчас с вами предстоит разделится на две команды.
-Как вы, думаете какие это будут команды (ответы детей).
-Ребята мы с вами разделились на две команды, у каждой команды свой стол, я предлагаю присесть за свои столы. А прежде чем начать нам с вами наше интеллектуальное соревнование я предлагаю вам придумать название ваших команд.
И так первое задание: Разгадывание загадок.
Воспитатель берет карточку (желтого цвета, загадывает загадку и просит детей кто объединился по желтому цвету ответить.) и т. д
Опустели наши грядки.
Огород и сад в порядке.
Ты, земля, еще рожай.
Мы собрали. (урожай)
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто. (листопад)
Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое? (Иней)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный. (дождь)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду. (лужи)
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли. (зонт)
МОЛОДЦЫ!
Красные листочки:
Пареньку почти семь лет.
За плечами ранец.
А в руках большой букет,
На щеках румянец.
Что за праздничная дата?
Отвечайте-ка, ребята! (1 сентября, День знаний)
Льется он косой стеной
И стучит по нашим окнам.
Сам холодный, проливной,
А в саду беседки мокнут.
Лист осенний долго кружит,
Чтоб потом спуститься в лужу. (Осенний дождь)
Осенью он часто нужен -
Если лупит дождь по лужам,
Если небо в черных тучах,
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой! (Зонтик)
В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел - оставил их,
Средних, маленьких, больших. (Лужи)
Лист осенний долго кружит,
И его Варвара сушит.
А потом мы вместе с Варей
Дома делаем. (гербарий)
Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)
Конкурс «Пословицы и поговорки об осени».
Воспитатель. : - Перед вами две шкатулки. Их нужно наполнить пословицами и поговорками об осени. Каждая пословица или поговорка – волшебный листок! Команды, вы готовы?
- Осень - запасиха, зима – собериха.
- Осень прикажет, зима свое скажет.
- Осенью и воробей богат.
- Холоден сентябрь, да сытен.
- Упал с дерева лист один – жди осень.
- В ноябре зима с осенью борются.
- Весна дает цветы, а осень плоды.
- Весной дождь растит, а осенью гноит.
- Осенняя пора – птица со двора.
- День прозевал, урожай потерял.
- Мне очень понравились ваши пословицы и поговорки!
2.(физ. мин).- А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, а что происходит с листвой во время ветра (ответы детей) правильно листопад. Я предлагаю немного отдохнуть взять свои листочки и поиграть с ними.
Листики.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть) (2 раза)
И так немного отдохнули пора приступить к следующему заданию…вы готовы?
Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам.
- Ребята обратите внимания на свои листочки они не простые. Перевернув их вы увидите картинки, но они не простые. Если вы их положите в правильном порядке у вас получится интересный рассказ об осени. Каждая команда должна из своих картинок составить рассказ.
-Ребята вы молодцы. У вас получились очень интересные рассказы об осени.
Следующее задание будет не только интеллектуальным, но и потребует от вас артистизма.
Задание будет называться «Встретились заяц и ворона». От каждой команды выбирается по одному человеку.
Ведущий. Летела ворона.
Ворона. Кар-кар-кар!
Ведущий. А на встречу ей белочка.
Белочка. Прыг-скок, прыг-скок!
Ворона. Кар-кар-кар! Здравствуй белочка!
Белочка. Здравствуй подружка ворона (друг ворон). Где бывал (а, что видел (а?
Ворона. Я в городе была и вот, что видела (рассказывает, то, что видела на картинке и выражает свое мнение)
Белочка. А я по веточкам скакала, скакала и, вот, что увидела (рассказывает, то, что видела на картинке и выражает свое мнение)
Ворона. Ну, мне белочка пора. До скорой встречи!
Белочка. До свидания!
(Составление описательного рассказа по картине в игровой форме 2-4 человека).
Молодцы! Очень интересные истории нам рассказали зайчик и ворона.
А теперь пришло время сложить все наши листочки в осеннюю книгу.
Итог занятия.
Посмотрите, какая красивая, большая книга получилась у нас. Мы положим её в уголок природы и в дальнейшем сделаем другие книги о зиме, весне и лете.
Осень это самая яркая разноцветная пора. Художники любят рисовать её, а поэты сочинять стихотворения. Кто расскажет стихотворение об осени?
Молодцы ребята.
-Осень к нам пришла с дождём и листопадом, но мы не будем грустить, а будем наслаждаться и радоваться этой непредсказуемой поре.
- Вот наше занятие подошло к концу, скажите, ребята:
О каком времени года мы говорили на занятии?
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)