Нурия Сафина
Сопровождать или управлять?
▼ Скачать + Заказать документы
Согласитесь, что желание вырастить своего малыша здоровым, психически гармоничным и счастливым - мечта каждого взрослого. Только вот очень часто, руководствуясь своими представлениями о здоровье, гармонии и счастье наших детей мы непоправимо насилуем естественную природу детства.
«Он у нас такой худенький»- беспокоимся мы и превращаем ребенка в узника манной каши и котлет. «Она такая бледненькая»- и вот только однообразные «моционы на воздухе» заменяют ребенку необозримый мир детских игр и забав. «Ах, как он устает от общения с детьми»- и степенная бабушка заслоняет собой ребенка от его шумных и неугомонных сверстников.
Публикация «Сопровождать или управлять?» размещена в разделах
Это, конечно, примеры крайностей, но они делают очевидным, как мы ежедневно стараемся управлять жизнью ребенка, во всяких обыденных мелочах, заставляя его действовать и жить по нашим представлениям и предписаниям. И тогда при всем большом желании взрослых, мы часто получаем обратное: детей пассивных, несостоятельных или неуправляемых «хулиганов», безответственных или неуверенных, озабоченных вечными тревогами, страхами; хронических неудачников или просто невротиков; а еще таких, которые лишены интеллектуальной инициативы, познавательных интересов и способностей к творчеству, созиданию.
Мы, взрослые располагаем наибольшим временем контакта с ребенком: мы видим его пробуждающимся и отходящим ко сну, мы с ним посещаем театры, проводим праздники, наблюдаем в быту. К нам он несет свои радости, мечты и капризы. Мы имеем возможность вступать с ним в диалоги, играть, рассматривать книги, обсуждать его проблемы. Но, замечено, что дети успешнее «учат» друг друга, чем слушают объяснения взрослого. Поэтому так важно, чтобы Сопровождающий Взрослый сумел «на равных» войти в деятельность детей. Лишь тогда он может пытаться направить эту деятельность на те задачи, которые стоят перед нами.
Почему мы бываем неспособными понимать свои и чутко улавливать чужие проблемы и эмоции? Потому что этому надо учиться. В процессе обыденной жизни осознание настоящих эмоций, чувств и стремлений у каждого из нас затруднено, поскольку на некоторые из них наложены запреты общества или личной совести в виде моральных норм. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения - самое удобное время учить понимать их, принимать и полноценно выражать. Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями:
- произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;
- различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер: приятно, неприятно, страшно, беспокойно.
- одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;
-произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу.
Таким образом, ребенок может получить опыт управления своими эмоциями посредством ярких образов фантазии и двигательной активности. Например, ребенку нелегко справиться с усталостью и унынием, когда дорога к дому далека, ноги едва волочатся, и хочется пить и есть. Но настроение можно поднять и сил прибавить, если помочь ребенку вообразить себя былинным богатырем, который идет вызволять своих друзей из Кощеева плена. И от того, как бодро и мужественно он будет шагать, как настойчиво будет добираться к цели, зависит жизнь его любимых друзей и успех победы над Кощеем. Придет время, когда ребенок, теряя силы и надежды в борьбе с трудностями, научится сам воодушевлять себя яркими образами. Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок может. регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность можно развить тренировкой следующих умений:
-улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;
-сопереживать, то есть принимать позицию партнера по общению и
полноценно проживать – прочувствовать его эмоциональное состояние;
-отвечать адекватными чувствами, то есть в ответ на эмоциональное
состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут
удовлетворение участникам общения.
У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению в различных по характеру эмоциональных воздействиях. Например, ребенок не научится сопереживать другому малышу, которого дразнят, если он сам не побывает в таком же положении, не почувствует его неприятность и обидность, не испытает облегчения от чужого сочувствия. Только тогда он поймет, как подойти, что сказать обиженному малышу, чтобы принести ему облегчение. Способности детей к произвольной регуляции эмоций, в сравнение с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Дети, а часто и взрослые, плохо понимают, что испытывают они сами или их близкие, и не могут правильно назвать свои эмоции, а тем более выразить. Например, мама, издерганная своими заботами, спотыкается о разбросанные ребенком игрушки и воздает ему «по заслугам». Ребенок со слезами на глазах кричит ей в ответ: «Уходи, ты плохая!» И мать, ошибочно воспринимая его слова, как проявление злобы и неблагодарности, еще более раздражается: и следует другое наказание. Что же произошло на самом деле? Мама разрядила на ребенке собственное напряжение. Если бы она понимала свое эмоциональное состояние, то нашла бы для разрядки другой объект, но не ребенка. Если бы ребенок сумел назвать, что испытывает, или мать поняла бы в крике ребенка обиду и страх, что его не любят, то нового наказания последовало бы. Можно сказать, что мы не всегда способны понимать чужие эмоции и поэтому нам нужно этому учиться самим и учить детей. Хорошо, если ежедневно проводить два-три упражнения на эмоции и эмоциональный контакт. Эти упражнения, направленные на развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно проживать, конечной целью имеют овладение навыками своей эмоциональной сферы. Формы упражнений могут быть разнообразны: пантомимические загадки, игры, представления, этюды, задания, при проведении которых желательно обыграть: интерес, внимательность, радость, удовольствие, удивление, сострадание, горе, тревогу, беспокойство, отчаяние, грусть, злость, зависть, гнев. Используя в упражнениях разные эмоциональные темы, мы постепенно открываем детям, какое эмоциональное богатство скрыто в каждом человеке; как разнообразны эмоции и бесчисленны их оттенки. Мы должны пробудить и раскрепостить эмоции в детях, это поможет им преодолеть собственные барьеры общения в реальной жизни, и мы почувствуем, сколь неисчерпаема детская благодарность и сколь бескорыстно их доверие. И как это приятно- самому доверять детям.