Максим Дрягин
Сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Статья посвящена проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся в образовательной организации. Проанализированы факторы, влияющие на качество психологического благополучия школьников, а также возможности профилактической деятельности.
Ключевые слова: психологическое здоровье; обучающиеся; образовательная организация;
профилактика.
Публикация «Сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса» размещена в разделах
Аннотация. Современное детство имеет ряд особенностей, влияющих на формирование психических нарушений школьников: неконтролируемые информационные потоки, повышенный уровень ожиданий родителей, педагогов, разбалансированный режим труда и отдыха, психоэмоциональные перегрузки.
Введение. По данным исследований НИИ психиатрии Российской Федерации, распространенность основных форм психических заболеваний (неврозы, психопатии, девиантное поведение) в детском возрасте составляет 15%, а в подростковом — 20–25%. Специалистами образования отмечается рост количества школьников с нервнопсихическими расстройствами, пограничными состояниями, поведенческими нарушениями, нарушениями эмоционально-волевой, познавательной, мотивационной сфер личности обучающихся. Профилактика психических нарушений в образовательном учреждении является актуальной в интересах сохранения психологического здоровья школьников.
Цель и объект исследования:
Цель: рассмотреть оптимальные психопрофилактические, развивающие, безопасные условия образовательной среды, способствующих минимизации стрессовых факторов в образовательном процессе, сохранению и укреплению психологического, психического здоровья всех участников образовательного процесса, успешной социализации, самореализации и достижению высокого качества образования учащихся.
Объект исследования: участники образовательного процесса.
Психологическое здоровье — это динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности [5].
Участники образовательного процесса - являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся [6].
Факторы, влияющие на качество психологического благополучия школьников, разнообразны [1] :
• уровень информированности (наличие заблуждений, мифологии, своевременное обращение за психологической поддержкой);
• наличие комплекса личностных особенностей (стремление к впечатлениям, низкая стрессоустойчивость, тревожность, неуверенность, низкий самоконтроль и др.);
• особенности семейной ситуации (семейное неблагополучие, отстраненность родителей от жизни детей, несостоятельность родителей в оказании психологической помощи);
• особенности социокультурной ситуации (мода на рискованный образ жизни, наличие социальных групп с негативной направленностью, развитие социальных сетей, сообществ).
Профилактика психических нарушений у школьников может осуществляться по следующим направлениям:
• для обучающихся: создание и реализация модульных образовательных программ, направленных на профилактику или коррекцию психологических нарушений; предложение элективных курсов в старших классах или использование возможностей внеурочной деятельности для младших школьников, индивидуальное консультирование как в школах, так и в других учреждениях, оказывающих психологическую поддержку, создание специальных индивидуальных и групповых программ сопровождения;
• для родителей: ориентация на ресурсы семьи для оптимального удовлетворения потребностей ребенка, просвещение с целью понимания, принятия и профилактирования рисков возраста, знания тревожных поведенческих маркеров, расширение возможности получения своевременной поддержки;
• для специалистов образования : формирование компетентности в сфере понимания тревожных поведенческих маркеров обучающихся, принятие зоны ответственности за психологическое благополучие школьников, обучение правильному реагированию в разных ситуациях, знание регламента процедур (ПМПК, общения с родителями (законными представителями) по проблеме ребенка, с учреждениями других ведомств и др.). Таким образом, организация эффективного сопровождения процессов развития, обучения, воспитания, социализации детей, создание особой культуры поддержки и помощи школьнику, сохранение психологического здоровья детей является важной задачей для образовательных организаций.
Очень важную роль в сохранении и укреплении психологического здоровья детей и подростков играют классные руководители. Работа классного руководителя по сохранению и укреплению психологического здоровья может вестись в нескольких направлениях:
• формирование здорового, дружного, сплоченного классного коллектива с благоприятным психологическим климатом (коллективные творческие дела (подготовка к празднованию Нового года, осеннего бала, спортивным праздникам и т. д.); совместные мероприятия с родителями (туристические походы, спортивные соревнования и вечера отдыха на 23 февраля и 8 марта); организация ученического самоуправления (самостоятельная работа учащихся по организации жизни классного коллектива). Участие в областных профилактических программах, классные часы и беседы, способствующие сплочению учащихся
• создание условий для самопознания и саморазвития каждого ребенка, т. е. развития личности учащегося (организация ученического самоуправления (работа внутриклассных центров со сменным составом); коллективное творческое дело (посильные поручения, отвечающие склонностям учащихся); создание ситуации успеха (конкурсные мероприятия внутри класса, школы, города, области); игры (развивающие, деловые, дидактические); технология "Портфолио" (папка-накопитель достижений на каждого учащегося).
• Воспитание нравственности, патриотизма, социальное партнерство.
• Работа с родителями (тематические сообщения, посвященные возрастным особенностям детей, адаптации к обучению в начальной, средней и старшей школе, профилактике нарушений психологического здоровья, роли родителей в формировании классного коллектива, профилактике нарушений детско-родительских отношений.)
• Психолого-педагогическое сопровождение учащихся.
• Организация групповых и индивидуальных консультаций для учащихся и родителей по разрешению проблемных ситуаций.
• Проведение профилактических мероприятий с привлечением специалистов разного уровня.
• Профилактика насилия.
• Форумы по различным проблемам учащихся на школьном сайте.
Направления работы классного руководителя разнообразны, но самое главное, что их объединяет - систематичность, традиционность и последовательность, связанная с возрастными особенностями учащихся [8].
Важное и сложное направление работы классного руководителя - разрешение конфликтов между учащимися, так как каждая конфликтная ситуация создает стрессовую нагрузку для всех, кто в нее втянут. Нерешенные конфликты переходят в хроническую форму, а иногда перерастают в травлю одних детей другими. В данной ситуации необходимы совместные действия родителей, учителей, представителей школьной администрации.
Для формирования психологического здоровья родители и педагоги могут: обучать положительному самоотношению и принятию других (т. е. формировать адекватную самооценку); обучать рефлексивным умениям (навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих); формировать потребности в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей ребенка); уделять своему ребенку достаточно внимания, любви, заботы [1]. Важный фактор становления у детей психологического здоровья - наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие и чувство юмора. Наличие этого предопределяет оптимальные условия становления психологического здоровья детей. Например, остроумие, веселость педагога заряжают детей оптимизмом, снимают перенапряжение, вызывают эмоциональную разрядку. Человек с чувством юмора реалистично оценивает ситуацию и не считает сложившиеся обстоятельства (даже носящие стрессовый характер) причиной для потери душевного равновесия.
Таким образом, сохранение и укрепление психологического здоровья школьников возможно при объединении усилий всех участников образовательного процесса. Важнейшим условием эффективности этой работы является эмоциональное благополучие и самих педагогов.