Папки-передвижки

Пограничные психические расстройства у детей дошкольного возраста

Виктория Мучаева
Пограничные психические расстройства у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема пограничных нервно-психических нарушений мало исследована и полна противоречий. Пограничные психические расстройства детского возраста, к которым, относятся заикание, синдром нарушения (дефицита) внимания с гиперактивностью являются самыми распространенными видами заболеваний.

Все указанные заболевания в психиатрической и неврологической практике характеризуются широко распространенным термином «пограничные психические расстройства». Этот термин используется дл обозначения «… нерезко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психических проявлений, сопровождающихся значительными отклонениями от нормы».

Публикация «Пограничные психические расстройства у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Пограничные расстройства объединяются в одну группу на основе ряда характерных признаков, ведущими из которых являются:

- невротический уровень психопатологических проявлений в динамике болезни;

- четкая связь расстройств с вегетативными дисфункциями и патологией сна;

- большое влияние психогенных факторов на возникновении болезни;

- выявление в большинстве случаев минимальной дисфункции мозга (МДМ) – органической составляющей развитию болезни;

- сохранение больными критического отношения к своему состоянию.

Вместе с тем при пограничных состояниях отсутствуют психотическая симптоматика, нарастающее слабоумие и личностные изменения, характерные для эндогенных психических заболеваний (например, для шизофрении).

Перечисленные выше характеристики пограничных расстройств детского возраста дополняются рядом широко распространенных так называемых моносимптоматических заболеваний в виде заикания, синдрома нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ, тиков, энуреза и других поведенческих реакций «протеста», которые сигнализируют о патологическом развитии личности.

Ю. А. Александровский пишет: «Наиболее важным следствием любого пограничного психического расстройства является развитие у больного в той или иной мере выпаженной временной или затянувшийся социальной адаптации», чем и подчеркивает тот факт, что здоровый всегда социально адаптирован, и пограничное состояние «определяет» человеку то место, которое «расположено» именно между здоровьем и болезнью.

Пограничные состояния составляют группу достаточно специфических психопатологических проявлений, объединяемых схожестью тенденций развития синдромогенеза. Часть больных находятся под наблюдением у психиатров или психотерапевтов, значительное же их число, как свидетельствует специальный анализ, наблюдается в общей медицинской практике или вообще не получает врачебной помощи.

С учетом понимания ведущей роли, обусловливающей возникновения пограничных состояний и течение собственно психической патологии, вероятно, более правомерно целенаправленно использовать для всей группы рассматриваемых патологических состояний название «пограничные психические расстройства». Ю. А. Александровский подчеркивает: «Они (пограничные психические состояния) как бы разделяют состояния психического здоровья с основными психическими расстройствами. При этом сплошной непроходимой «границы» как между состоянием здоровья и пограничными психическими расстройствами, так и между ними и психозами не существует.

Первые клинические проявления пограничных психических расстройств отмечаются в раннем возрасте, когда, несмотря на часто выраженные яркие симптомы (запинки в речи, гиперактивность, тики, недержание мочи и др., диагностика заболевания в целом затруднена из-за особенностей развития ЦНС в каждом индивидуальном случае. Поэтому ключом для точной диагностики должны быть оценка динамики того или иного болезненного симптома, анализ причин его возникновения, а также взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности ребенка с ее психопатологическими проявлениями.

Итак, причиной возникновения пограничных психических расстройств в большинстве случаев является минимальная дисфункция мозга.

К. Юнг определил пограничные психические расстройства как «попытку саморегулирующейся психической системы восстановить баланс». В отличии от взрослых, мозг ребенка 5-7 лет находится еще в стадии интенсивного развития и завершения формирования взаимоотношений между различными структурами.

В отличие от нормы, пограничные психические расстройства можно определить как группу функциональных состояний, при которых нарушенное, главным образом из-за резидуальных поражений тех или иных структур, межполушарное взаимодействие может быть восстановлено только путем специальных внешних воздействий.

Пограничные психические расстройства как раз и являются пограничными в той мере, в которой активизация резервов позволяет вернуть мозг в область саморегуляции нормы.

Восточная мудрость гласит: «Глупый человек во всем винит других, умный во всем винит себя и только мудрец ни в чем никого не винит».

Прислушаемся к этим словам и постараемся быть мудрыми. Ребенок болен, надо начинать действовать. Пограничные психические расстройства и называются «пограничными», что не перешли пока в зону практически неизлечимых заболеваний. Однако фактор риска остается. Невинные запинки в речи маленького ребенка, нарушения его сна, отклонения в поведении могут вылиться в эпилепсию, психоз и другие, до конца не понятные медицинские заболевания.

Строгая организация режима дня чрезвычайно важна (вне зависимости от приема лекарств) при лечении всех пограничных расстройств у детей. Работа мозга у них дезорганизована. Им трудно остановиться в выполнении какого-либо вида деятельности, как и трудно ее начинать. Поэтому им необходимы контрольные вехи в течение дня: «Вот в это время, что бы ни случилось, я должен ложиться спать. А вот в это время, я обязательно пойду гулять» и т. д. Ни в коем случае нельзя нарушать этот режим специально, к примеру, в качестве наказания: «Что-то не выполнил или не так сделал – гулять не пойдешь!» Такие меры приводят к еще большему непослушанию и вредно влияют на здоровье ребенка. Помним основное правило: меры наказания обязательно должны сочетаться с методами поощрения, и положительные мероприятия должны опережать отрицательные.

При всей сложности организации головного мозга и функций, выполняемых им, есть у этой удивительной системы еще одно поразительное свойство. Головной мозг человека – уникальная саморегулирующая система, стремящаяся самостоятельно справиться с возникшими в его работе нарушениями. Из тех 50 миллиардов нейронов, составляющих мозг, активно работает лишь 5 – 7%. Остальные составляют «стратегический запас». И это очень хорошо! Многие из нас слышали расхожее выражение «Нервные клетки не восстанавливаются». Пусть так, но зато их очень много в запасе. А в каждой клетке мозга у родившегося ребенка заложены все программы жизнедеятельности, выработанные за несколько тысяч лет существования человека разумного, в том числе и речевая.

Кроме того резервные нейроны – это тот «золотой запас», который использует мозг в критические моменты, компенсируя возникший из-за болезни, травмы и т. п. дисбаланс в его работе. На этот же резерв возлагаем надежду и мы, специалисты, занимающиеся лечением заболеваний центральной нервной системы, опираясь в своей работе не на заместительную терапию, а на средства, способные помочь мозгу использовать свой резервный потенциал.

Публикации по теме:

Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.

Аппликация «Осенний этюд» для детей старшего дошкольного возраста и для детей начальной школыАппликация «Осенний этюд» для детей старшего дошкольного возраста и для детей начальной школы Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад №54 г. Ковров Владими ской обл. Уважаемые коллеги,.

Фотоотчёт о спортивном развлечении для детей дошкольного возраста на 1 сентября «Маша и Медведь в гостях у детей»Фотоотчёт о спортивном развлечении для детей дошкольного возраста на 1 сентября «Маша и Медведь в гостях у детей» СЕНТЯБРЬ. Листьям – Время опадать, Птицам – Время улетать, Грибникам – Блуждать в тумане, Ветру – В трубах завывать. Солнцу – стынуть,.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Как родителям развивать неречевые психические функции у детей дома, используя только карандаши, лист бумаги и 10 картинок Работа с родителями – важный аспект в коррекционно-развивающей работе логопеда. Очень важно, чтобы специалист образовывал и просвещал родителей.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Стихи для детей старшего дошкольного возрастаСтихи для детей старшего дошкольного возраста В продолжение темы радостных дней Когда в прошлый раз я открыла эту тему, совсем не предполагала, что будет продолжение. И вот, совершенно.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Пограничные психические расстройства у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 апреля 2022 в 11:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пограничные психические расстройства у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Мучаева (УИ 1363085) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД