Татьяна Ефремова
Содержание этапов формирования доверительно-делового контакта с родителями по социально — коммуникативному развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы
"Содержание этапов формирования доверительно-делового контакта с родителями по социально – коммуникативному развитию"
Первый этап
Трансляция родителям положительного образа ребенка.
Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности. При этом даётся положительная характеристика ребёнка.
Публикация «Содержание этапов формирования доверительно-делового контакта с родителями по социально — коммуникативному развитию детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Внешняя цель – демонстрация родителю положительного отношения к ребенку.
Внутренняя цель – установление доверительных отношений с родителями.
Второй этап
Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье. То есть, демонстрация своей педагогической компетентности.
Внешняя цель – ознакомление взрослого с вопросами социально – личностного развития ребенка.
Внутренняя цель – формирование установки к сотрудничеству.
Педагог ненавязчиво дает ответы на вопросы с профессиональной точки зрения, рекомендует литературу по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста. Например: «Особенности общения ребенка со сверстниками». Необходимо выбрать темы для беседы, которые могут вызвать интерес у родителя. Или группы родителей.
На втором этапе широко используются консультации для родителей на темы: «Застенчивый ребенок» или «Воспитание коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста».
Для того чтобы рассказать о жизни ребёнка в детском саду организуют фотовыставку, с где демонстрируются фрагменты организации дежурства, сюжетно-ролевых игр, коллективного труда.
Оформляется выставку литературы по вопросам социально-коммуникативного развития ребёнка.
Особую роль на данном этапе играет организация родительского собрания, которое лучше проводят с участием детей, например, в форме концерта «Для любимой мамочки», где каждый ребёнок может себя проявить.
Третий этап
Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.
На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
Внешняя цель – возможность родителей проявить свою готовность к сотрудничеству по социально-коммуникативному развитию ребёнка.
Внутренняя цель – вызвать у родителей потребность раскрыть себя, как родителя. Поддержать уверенность родителя в собственных педагогических возможностях.
Здесь широко используются индивидуальные беседы. В беседе педагог должен больше слушать, а не давать рекомендации. Результаты бесед не должны быть голословными. Только в этот период целесообразно предложить родителям анкету или опросник. Например, анкету «Социализация и коммуникация», которая поможет воспитателям лучше узнать ребёнка и спланировать работу по социально-коммуникативному развитию. «Анкета для родителей по социальному развитию детей».
Четвертый этап
Этап сотрудничества – это совместное исследование и формирование личности ребенка.
Внешняя и внутренняя цель совпадают. Это цель – совместное исследование личности ребенка и его формирование на основе перестройки собственных стереотипов.
На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
На четвертом этапе партнерства педагога и родителей используются все вышеперечисленные формы работы, а так же добавляются новые. Это – проведение совместных мероприятий с родителями и детьми, которые доставляют огромную радость детям, способствуют установлению контакта между родителями, дают возможность родителям увидеть своего ребенка другими глазами, то есть в детском коллективе.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения. Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья». Не обойтись и без спортивных развлечений таких как «Зарничка», семейные Олимпийские игры. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т. д.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки».
Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
Социальные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок, с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.
К данным формам также можно отнести: выпуск стенгазеты; домашние гостиные; семейные встречи; музыкальные и литературные салоны; коллекционирование и т.д.